Наследие предков: изучаем родные языки

11 февраля 2022

Все знают, что сегодня уровень современных требований к выпускнику школы очень высок. Молодые люди, вышедшие из стен школы, должны уметь быстро приспосабливаться к меняющимся реалиям, перерабатывать постоянно поступающую информацию, эффективно взаимодействовать с людьми и техникой. Деловые, предприимчивые, мыслящие личности выходят на первый план во всех сферах нашей жизни.

Чтобы сформировать эти навыки, в образовательные стандарты ввели понятие «участие в исследовательско-проектной деятельности», которая предполагает вовлечение учащихся в исследовательские проекты. 

Исследовательская деятельность дает возможность реализации собственных талантов и возможностей, выступает потенциалом для саморазвития и самосовершенствования, что особенно важно в старшем школьном возрасте.

Каждому школьнику следует учитывать, что с помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся тренируются в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учатся работать в команде, закрепляют знания и открывают новые.

Начало участия в исследовательской деятельности закладывается уже в начальной школе. Здесь начинается знакомство с этой формой работы. Например, в начальных классах учащиеся ищут и систематизируют крылатые выражения на заданные темы. А в средних классах уже проводится работа по объяснению смысла популярных пословиц и поговорок, выявляются отличия между ними.

Инновационной моделью, позволяющей реализовать требования ФГОС оптимальными средствами, стал портал ГлобалЛаб. Основа проекта - каталог, в котором содержится более 3200 проектов, относящихся к различным областям знаний. 

Так проект о домашних питомцах строится на основе математики, биологии, психологии, социологии и психологии. А проект о пословицах народов мира включает в себя исследования по языку, литературе, истории и культуре.

Открыв любой проект на портал ГлобалЛаб, можно увидеть участников и результаты экспериментов и исследований, проведенных в рамках данного проекта. Все результаты представлены в виде графиков, диаграмм, живых карт и галереи, что позволяет увидеть общую картину исследований.

К участию в проекте может присоединиться любой пользователь, зарегистрировавшийся на платформе ГлобалЛаб. Если школьник не нашел подходящий для себя проект, то он может с помощью специального конструктора создать свой собственный проект и пригласить всех желающих участвовать в нем.

Особенностью проекта является возможность проводить исследования не только своей командой, но и сотрудничать с другими участниками программы, которые могут находиться в разных городах и даже странах. 

Интересен пример Астраханской области, где несколько лет назад в проекте ГлобалЛаб принимали участие 180 классов со всей области. Участникам проекта вручили планшеты с датчиками, которые работали на электронной платформе «ГлобалЛаб», что позволило астраханским школьникам обмениваться данными об окружающей среде, состоянием Волги и биоресурсов области с участниками экологического проекта всей страны. Проводились совместные исследования в области физики, химии, биологии, которые легли в основу разработок и предложений по улучшению качества окружающей среды, не только Астраханской области, но и других регионов, расположенных в бассейне Волги.

Особое место в системе ГлобалЛаб занимают проекты, связанные с историей и культурой родного края, участие в которых принимают школьники разных регионов. Совместные исследования учат ценить наследие предков, вырабатывают желание узнать больше об исторических событиях, традициях и культуре предшествующих поколений, некогда живущих в родном крае.

Язык является неотъемлемой частью любой нации. Сберечь для будущих поколений языковое богатство и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача. Одним из будущих исследований может стать филологический проект «Наследие: изучаем родные языки».

Наверняка, данный проект заинтересует и окажется полезным школьникам из Сахалинской области. Дело в том, что здесь проживает один из самых малочисленных народов севера – уайльта. На Сахалине их всего около трехсот человек, а разговаривают на родном языке и того меньше - около десяти человек.

Сейчас идет работа над новым букварем уайльтинского языка, по которому в скором будущем подрастающее поколение сможет осваивать язык своих предков. Ведь национальный язык — это форма восприятия своей истории, стиля жизни, культуры общинных отношений, он отражает все стороны жизни народа.

Внести свою лепту в изучение и сохранение чудом незабытого языка, вместе с порталом «ГлобалЛаб» смогут не только сахалинские школьники, но и ребята из других регионов, интересующиеся языками, на которых говорят в нашей стране. И необязательно быть «языковедом», проект включает в себя несколько смежных дисциплин, таких как история, культура, этнография. 

Филологический проект «Язык моих предков» призван формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, гордость за страну, в которой мы живем. Для проекта может быть взят язык любой нации, с которым захотят работать школьники.

Специалисты ГлобалЛаб могут помочь участникам грамотно расставить приоритеты в изучении проблемы, составить план работы и будут координировать весь проект от начала и до конца, чтобы результат исследований был положительным. 

Общий результат, достигнутый в проекте, может представлять новые знания, служить предметом дискуссий, написанием работ и рефератов для конкурсов и олимпиад, а также возможно станет предпосылкой для профессионального образования в будущем.