Авиалесоохрана
Фото: пресс-служба Федеральной Авиалесоохраны

Авиалесоохрана России празднует 90-летие со дня основания

Датой рождения Авиалесоохраны считается 7 июля 1931 года, когда впервые в истории было совершено авиационное патрулирование лесов

Авиалесоохрана России, единственная в России служба по обнаружению и тушению труднодоступных и удаленных лесных пожаров, отмечает 90-летний юбилей. На территории Дальневосточного федерального округа авиалесоохранные работы проводятся во всех 11 регионах (Забайкальский, Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Якутия, Бурятия, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область). В честь праздника специалисты организации подготовили историческую справку о ее деятельности и достижениях, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу ФБУ "Авиалесоохрана".

Датой рождения Авиалесоохраны считается 7 июля 1931 года, когда впервые в истории России был совершен первый полет для авиационного патрулирования лесов. В 1936 году состоялся первый прыжок на парашюте с целью тушения лесного пожара.

Авиалесоохрана

Авиалесоохрана. Фото: Пресс-служба Федеральной Авиалесоохраны

К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн га лесов, при этом использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. В военное время служба продолжала работу и к 1944 году увеличила охраняемую площадь и парк воздушных судов. Наиболее значительным преобразованием послевоенного периода стало создание в 1949 году баз авиационной охраны лесов.

1 / 2

В 1956 году в Авиалесоохрану были внедрены вертолеты. И именно в Авиалесоохране, а не в Минобороне, как думают многие, впервые в Советском Союзе начались спуски с вертолетов людей и грузов на спусковых устройствах.

Многие технические разработки, выполненные специалистами Авиалесоохраны, а также по их техническим заданиям, уже десятилетиями используются различными министерствами и ведомствами как в России, так и за рубежом. Одним из примеров является вертолетное водосливное устройство (ВСУ) с электрическим управлением слива, которое широко применяется во всем мире как для тушения природных, так и техногенных пожаров на складах боеприпасов, радиоактивных, химических и других опасных объектах.

Немногие знают, что во время тушения пожаров на Чернобыльской АЭС применялись именно водосливные устройства авиалесоохраны, так как другие ведомства и службы Советского Союза в то время таким оборудованием и технологией не обладали.

Авиалесоохрана

Авиалесоохрана. Фото: Пресс-служба Федеральной Авиалесоохраны

В период 1990-х годов по техзаданиям Авиалесоохраны модернизированы в лесопожарный вариант военные самолеты-амфибии Бе-12. На одной из модификаций этого самолета — Бе-12П-200 — отработаны технологии тушения лесных пожаров с воздуха, которые в дальнейшем были использованы на самолете Бе-200.

В настоящее время лесоавиационные работы проводятся на территории 45 регионов России. Система авиационной охраны лесов представлена Федеральной Авиалесоохраной, находящейся в ведении Рослесхоза, и региональными специализированными учреждениями Авиалесоохраны, находящимися в ведении региональных лесных ведомств.

В пики пожароопасного сезона Авиалесоохрана ежедневно привлекает для авиационного мониторинга и тушения лесных пожаров более 100 воздушных судов. В основном, это самолеты-Ан-2 и вертолеты Ми-8. По итогам прошедшего года налет воздушных судов на авиалесоохранные работы составил почти 50 тысяч часов. От лесных пожаров спасены миллионы га лесных территорий.

В особых случаях для борьбы с огнем в горной местности, на заболоченных территориях, на ветровалах, в каменистых россыпях парашютисты-пожарные и десантники-пожарные Федеральной Авиалесоохраны по решению Федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров проводят взpывныe работы. Также по решению Федерального штаба летно-производственная служба Федеральной Авиалесоохраны проводит работы по искусственному вызыванию осадков с применением спецсамолета Ан-26 "Циклон".

1 / 2

Одним из важных принципов работы службы является межрегиональное маневрирование, то есть переброску на тушение пожаров в горимых регионах летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных Федеральной Авиалесоохраны и сил Авиалесоохраны из негоримых регионов.

Так, на сегодняшний день помощь Якутии в тушении лесных пожаров оказывают почти 700 летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных Федеральной Авиалесоохраны и Авиалесоохраны 12 регионов:

  • Уральского и Сибирского округов; 
  • Приморского, Хабаровского, Забайкальского, Алтайского краев;
  • Республик Тыва и Бурятия;
  • Амурской, Новосибирской, Томской, Тюменской областей;
  • Ханты-Мансийского автономного округа;
  • Еврейской автономной области.

При всем объеме решаемых задач многочисленной службу назвать нельзя. В системе Авиалесоохраны работает около 300 летчиков-наблюдателей и 4 тысяч парашютистов-пожарных и десантников-пожарных.

Бессменный руководитель отечественной системы авиационной охраны лесов с 1973 года по 2000 год Николай Андреев сказал: "Нас мало, но мы Авиалесоохрана, где работают настоящие профессионалы. Один парашютист или десантник может заменить при тушении пожаров 20-25 человек. Проявим мужество перед трудностями, государственную мудрость и терпение, и высокое профессиональное умение, чтобы и дальше надежно защищать леса России от огня. Достойно продолжим дело наших отцов, старших коллег, наставников, которые с честью пронесли знамя Авиалесоохраны через все невзгоды и испытания". Эти слова, по мнению специалистов Авиалесоохраны, были, остаются и останутся истинным девизом и смыслом героической работы службы.