Политика. 16 января 2016, 08:30
Выборы . Фото: Мажуга Анна, PrimaMedia

Политика - дело тонкое и дорогое - мнение сахалинских экспертов

Специалисты рассказали о главных сложностях избирательного процесса

16 января 2016, SakhalinMedia. Цикл новых избирательных кампаний ожидает островной регион и всю страну в целом в ближайшее время. Уже в этом году пройдут выборы депутатов в Государственную Думу РФ, в следующем – в областную Думы Сахалинской области, а в 2018-м – президентские. О главных особенностях и самых важных моментах при подготовке и ведении избирательной кампании рассказали островные эксперты в области политики в беседе с корр. ИА SakhalinMedia.

СРОКИ

Как показывает практика, к выборам всегда начинают готовиться заранее. К примеру, уже сегодня политическая партия "Единая Россия" создала новый проект под названием "Кандидат". По словам единороссов, он позволит всем желающим участвовать в процедуре предварительного голосования, пройти образовательные модули проекта, получить навыки проведения дебатов, агитаций, встреч с избирателями.

Не отстают в общей гонке и другие партии. Бюро Татарстанского Рескома КПРФ сообщает на своем сайте об утверждении регионального избирательного штаба, который займется подготовкой к выборам в Госдуму РФ. Его возглавил второй секретарь Рескома А. Прокофьев. В составе штаба 13 человек.

– Подготовка к новым выборам начинается тогда, когда подведены итоги прошедших. Уже на следующий день начинается разработка будущей избирательной кампании, а в активную фазу она входит, минимум, за год до назначения выборов.

Люди создают вокруг себя команду. Это называется предвыборным штабом, где есть четко расписанные обязанности у каждого человека, – рассказал председатель городской Думы Южно-Сахалинска Сергей Дмитриев.

Для сравнения: как рассказал член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Николай Литус, в США избирательные кампании такого уровня начинаются примерно за полтора года до дня голосования. Он также отметил, что разрыв голосов между кандидатами обычно всегда небольшой.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД

Что касается привлеченных специалистов, размера предвыборных штабов, направления работы и суммы потраченных средств, то здесь, по словам экспертов, все зависит от того, на какой уровень представительной власти собирается избраться кандидат. Однако в команде обязательно должны присутствовать руководитель, юрист, технолог, бухгалтер, люди, работающие со СМИ, а также те, кто будет выполнять различного рода бумажную работу.

– Сейчас все больше агитация уходит в электронные СМИ, социальные сети. Но даже с ними нужно постоянно работать, и для этого нужен отдельный специалист. Конечно, размер штаба зависит от того, какие кандидат готов нести финансовые траты, на какой уровень представительной власти он собирается избираться. Однако при любом раскладе избирательная кампания не может пройти дешево, – подтвердил слова экспертов Сергей Дмитриев.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Помимо сказанного, нельзя упускать из вида еще одну немаловажную особенность прошедших и нынешней избирательных кампаний – централизованные штабы политических партий работают сразу с несколькими кандидатами. Благодаря этому появляется возможность скоординировать усилия. Повестка дня будет одна, независимо от того, кандидаты по партийному списку или по одномандатному округу, так как партия транслирует ее на всех избирателей. В противном случае может появиться угроза размытия политической идентичности, если один участник будет говорить одно, а второй – совершенно другое, считает политтехнолог Андрей Кудисов.

С этими словами не смог не согласиться и Сергей Дмитриев.

– Безусловно, штабы создаются и по партийному признаку. Насколько мне известно, штаб, который курировал избрание депутатов в городскую Думу от "Единой России", был создан еще в декабре 2013 года. Они уже тогда вели работу, ведь предвыборная кампания любого кандидата начинается с изучения общественного мнения в регионе, городе или в каком-то отдельном округе. Когда появляется некий срез общественного мнения, политтехнологам или людям, которые отвечают за подготовку кандидата в депутаты, легче выстраивать ту пиар-кампанию, которая им нужна, повышая известность, публичность, популярность участника.

Когда создавался штаб от партии "Единая Россия", безусловно, такое изучение общественного мнения проводилось. Насколько я знаю, выборка должна быть не менее 1000 респондентов, чтобы получить более или менее объективный результат. Надо понимать, что если говорить о кандидатах, работающих и баллотирующихся в одномандатных округах, сделать это одному очень сложно. Когда создаются штабы, как правило, по партийной направленности, это очень весомый шаг – они позволяют объединить усилия группы кандидатов, – рассказал председатель гордумы.

Многие партии создают подобные штабы. Эксперты утверждают, что иначе было очень сложно координировать работу, определять, кто из членов партии сможет продвигаться по тому или иному округу, выстраивать правильную предвыборную кампанию.

СТОИМОСТЬ

Сколько стоит проведение предвыборной кампании, а также, сколько средств идет непосредственно на работу штабов, в том числе централизованных – вот один из самых непростых вопросов, связанных с выборами.

– Любой человек, который занимается политикой либо по линии партийных структур, либо самостоятельно, знает, что это дело затратное. Потребуется проведение различных мероприятий, встреч с избирателями и многое другое. Все знают о затратах. Не имея необходимые ресурсы, заниматься политикой могут позволить себе только яркие харизматики. Однако рано или поздно и они прибегают к инструментам, требующим финансов. Выиграть выборы без материально-технического обеспечения нереально, – считает Андрей Кудисов.

Похожее мнение имеет и Сергей Дмитриев.

– Здесь очень много зависит от того, кто эту кампанию ведет. Если человек избирался не один раз, то, конечно, ему потребуется меньше средств для проведения агитационной работы. Он уже имеет некую степень публичности, его знают. Если он вел активную работу на округе, будучи депутатом, то в процессе предвыборной кампании это сыграет ему на руку, поэтому в данном случае средств понадобится значительно меньше, – рассказал он. – Если говорить о людях, которые никому не известны, которые участвуют в первый раз, надо понимать, что невозможно без финансовых инструментов даже за год поднять уровень своей популярности в том или ином регионе или округе. Поэтому в данном случае при проведении кампании в течение последнего года можно говорить минимум о трех миллионах рублей. Это общая цифра навскидку. Сумма большая, но, к сожалению, как я уже говорил ранее, выборы не бывают дешевыми.

Здесь Андрей Кудисов приводит и более внушительные цифры:

– Совсем недавно коллеги по цеху из центральной России проводили несколько мероприятий в преддверии кампании по выборам депутатов Государственной Думы и даже смогли вывести более-менее среднюю цифру для участия в выборах. Так, по одномандатному округу они оценивают предвыборную кампанию в сумме порядка 150 млн рублей. Но надо понимать, что этих денег может быть достаточно в Европейской части России, и этой суммы может быть совершенно недостаточно для наших дальневосточных регионов. Условия проведения разные, инфраструктура разная, экономика инструментов тоже различна. В той же республике Саха (Якутия), учитывая сложную транспортно-логистическую схему, или, если брать в качестве примера Сахалин, могут быть повышающие коэффициенты 3 в Республике Саха (Якутия) – это 450 млн рублей, и 2 на Сахалине — это порядка 300 млн рублей.

И снова для сравнения: по словам Николая Литуса, избирательные кампании федерального уровня в Соединенных Штатах совершенно непохожи на сложившуюся в нашей стране практику. Нельзя сравнивать не только сроки проведения самой кампании, но и избирательные бюджеты.

– Барак Обама, чтобы избраться на второй срок, потратил по приблизительным подсчетам (данные открытых источников) 850-890 млн долларов. Его ближайший соперник Митт Ромни немногим меньше. И это вовсе не выдающийся случай. Хиллари Клинтон, по данным некоторых СМИ, планирует потратить на свою кампанию около 2,5 млрд долларов, притом, что, по ее заявлениям, после ухода с поста госсекретаря она осталась практически "на нуле", – привел в пример достаточно внушительные цифры Николай.

ФИНАНСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Еще одной особенностью централизованных штабов является то факт, что представители бизнеса могут больше остальных пожертвовать партии для проведения выборов.

Как объяснили эксперты, в списках даже по одномандатным округам не всегда идут одни только бизнесмены. Многие кандидаты являются врачами, учителями или просто работниками бюджетной сферы. Понятно, что они не могут нести большую финансовую нагрузку. Следовательно, необходимо перераспределение, и представители бизнеса могут и делают это, оплачивая работу штаба.

– Это личные средства людей, решивших стать кандидатами в депутаты. Они вправе распоряжаться ими самостоятельно, если, конечно, заплатили налоги и спят спокойно. У нас достаточно часто кандидаты устанавливали малые архитектурные формы, благоустраивали дворы. Все это делалось задолго до назначения даты выборов и формирования предвыборных фондов. Человек делал добрые дела. Почему он не может этого делать? Он является в данном случае благотворителем, – говорил Сергей Дмитриев.

ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ

Одним из решающих факторов в победе на выборах является четкая организация предвыборной кампании. По словам экспертов, практика показывает, что многие перспективные кандидаты проиграли только потому, что их кампания была плохо организована. Их подвел непрофессионализм работников штаба, потому что на стратегически важные должности подбирались родственники, друзья или просто знакомые.

И вновь нельзя не сказать о большой роли денежных затрат. Однако, по словам политиков, они сами выбирают этот путь – отдавать средства никто насильно не заставляет.

— А как можно заставить человека расстаться с деньгами? Он не хочет быть депутатом, а ему говорят: "Нет, ты должен идти и при этом должен заплатить"! Вы верите в это? Я лично не верю. Здесь первичное то, что человек определяет для себя сам, хочет ли он быть депутатом, а вторичное – сколько он может потратить на свою кампанию. Я не верю, что кандидаты принимают решение стать депутатами под нажимом кого-либо, – пошутил Сергей Дмитриев.

Отметим, финансирование избирательных кампаний является материальной основой самостоятельной конкурентной деятельности кандидатов при проведении выборов, в то время как бюджетные средства расходуются избирательными комиссиями для финансирования организации избирательного процесса, создания условий для равноправного участия в выборах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.