Общество. 14 марта 2016, 18:30
У православных начался Великий пост. Фото: Пресс-служба епархии

Богослужения в первый день Великого поста прошли во всех православных храмах Сахалина

О значении и традициях каждой из предстоящих семи недель поста рассказал протоиерей Виктор Горбач

14 марта 2016, SakhalinMedia. Сегодня у православных христиан наступил Великий пост — время воспоминаний о крестной смерти и воскресении Иисуса Христа. Во всех храмах островной епархии прошли первые великопостные богослужения. Они были особенно продолжительными и продлились до 13 часов. Великий пост – время молитвы и покаяния, усиления самодисциплины и работы над собой. Он подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, сообщил ИА SakhalinMedia протоиерей Виктор Горбач.

Великий пост продолжается семь недель. Первые шесть недель поста — это время когда человек идет навстречу Богу. А заключительная, страстная неделя это время когда Господь идет навстречу человеку. Через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Христос преодолевает последние преграды, которые отделяют человека от Бога.

Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Некоторые православные не вкушают до среды никакой пищи. Другие позволяют себе вареные овощи, чай с хлебом. Все зависит от способностей и возможностей человеческого организма. Меру поста лучше всего согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием своего здоровья. В первую неделю идут особые службы. С понедельника по четверг, вечером, в храмах совершается Великий покаянный канон Андрея Критского.

Как рассказал руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия митрополита Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач, это произведение называется Великим Каноном не только потому, что там много тропарей, а их там 250, но и потому что это очень глубокое исследование Священного Писания. Причем, исследование не с точки зрения истории или археологии, а с позиции духовной жизни человека.

"Преподобный Андрей от имени души сравнивает себя с героями Ветхого и Нового Заветов, показывает добродетели или пороки, которые были присущи тем, о ком рассказывает Писание. Он сравнивает свою душу, а значит, и душу каждого христианина, каждого из нас с поступками людей из Писания. Вообще Священное Писание — очень честная книга, в ней ничего не скрыто, показано, как может поступать человек в тех или иных событиях, как может оступаться праведный человек, затем как он кается и при этом меняется, как у хорошего праведного человека могут быть не очень хорошие дети или другие родственники. Да и вообще, что по сравнению с величием Божиим любая праведность кажется невесомой. Всё это очень близко к нашей жизни", — отметил священнослужитель.

Завершается первая неделя Великого поста праздником, который называется Торжество Православия, а накануне, в субботу, Церковь вспоминает о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном константинопольским христианам в 362 году. Император Юлиан Отступник повелел окроплять пищу кровью идольских жертв, на рынках вся пища продавалась уже оскверненной. Перед людьми был поставлен тяжелый выбор – или голодная смерть или отступничество. И вот, в первую седмицу Великого поста святой Феодор Тирон, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел есть то, что было в запасах у православных – зерно и мед. В память об этом событии в пятницу первой седмицы на литургии Преждеосвященных даров совершается освящение колива (вареное зерно с медом).

Вторая неделя посвящена преподобному Григорию Паламе, защищавшему учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Этот византийский философ ставший православным святым, показывает к чему должен стремиться каждый верующий.

Третья неделя — крестопоклонная. В cубботу вечером в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Четвертая неделя посвящена преподобному Иоанну Лествичнику. Он почитается Церковью как великий подвижник. С 17 до 80 лет этот святой подвизался на Синайской горе, и в своем творении "Лествица" (со старорусского — "Лестница") изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству — какие добродетели он может приобрести, а от каких грехов должен отказаться. Таких степеней в "Лествице" указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение людям. Именем, Иоанна Лествичника, кстати, названа колокольня Ивана Великого в Кремле.

В пятую неделю Великого поста православные вспоминают память преподобной Марии Египетской — великой грешницы и великой подвижницы, прославленной чудесами Божиими! Вначале своей жизни она была блудницей, и занималась тем, что развращала людей, которые шли на поклонение к святыням. Фактически она насмехалась над церковными правилами и таинствами. Нарушала их, не понимала и не принимала. Но однажды она пережила такое состояние, когда не смогла зайти в храм. Все люди свободно входили, а ее какая-то сила не пускала.

Сперва Мария не понимала, что сила эта неведома, ей казалось, что ей мешают другие люди, что всё дело в толпе, в её локтях и спинах, и вот стоит сейчас толкаться сильнее и приложить большей усилий, и она все-таки "пропихнется" к цели. И лишь истощив все свои силы, Мария поняла, что дело не в людях, что не они отталкивают ее, но скверна грехов столь велика, что Господь не хочет подпустить её к Своей святыне без покаяния. Мария стала молиться, и эта молитва кардинально изменила ее жизнь. Она ушла в пустыню, где и прожила в борьбе со страстями 47 лет. Только к концу ее жизни Марию увидел один монах, который принес ей причастие. А когда этот монах оказался в пустыне через год, то увидел ее уже усопшей.

В субботу шестой недели Православная церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Шестая неделя Великого поста завершается входом Господним в Иерусалим. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), а в России также Вербным воскресеньем (от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами). Вход Господень в Иерусалим ‑ одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.

В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной неделе.

Каждый день заключительной недели Великого поста, так называемой страстной седмицы, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, к его названию добавляется слово "великий". Понедельник Страстной седмицы называется "Великим понедельником". Вторник – "Великий вторник", и так до самой Пасхи, Воскресения Христова.

Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.

Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, эта женщина, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

В четверг верующие вспоминают установление таинства причащения Тела и Крови Христовых – евхаристии (от греческого "благодарение"). В этот день все православные христиане стараются исповедоваться и причаститься.

Великая пятница – самый скорбный день церковного года, потому что именно в пятницу Иисус был распят и умер на Кресте, искупая человеческие грехи. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и заканчивая Его погребением.

На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней.

В Великую пятницу до до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В субботу, согласно учению Церкви, тело Христа "пребывало во гробе", но душою Спаситель сошел в ад и вывел из него души праведников.

После утреннего богослужения в субботу верующие освящают куличи, пасху и яйца, а вечером собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово.