Бизнес. 31 мая 2016, 22:40
Владелец компании AdHills Артем Прихода. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia
Секреты бизнеса

Владелец компании AdHills: Ад, который я пережил, придает мне уверенности

Сахалинский предприниматель Артем Прихода рассказал, как не опускать руки в самых сложных ситуациях

31 мая 2016, SakhalinMedia. Как развивать свой бизнес, чем руководствоваться при наборе людей и как не упасть духом, когда очень тяжело, в интервью корреспонденту ИА SakhalinMedia рассказал директор и владелец компании AdHills Артем Прихода.

— Артем, как вы пришли к понимаю того, что хотите заняться собственным делом?

— Уже в юном возрасте появилось желание заняться чем-то своим. Первым экспериментом стала попытка открыть крытый скейт-парк. На тот момент мне было всего 13 лет. Писал в мэрию план для получения гранта. Самое смешное, что я даже договорился с заводом на производство необходимых приспособлений. Сначала надо мной смеялись, что к ним такой мальчишка пришел, а потом согласились. Завод, кстати, до сих пор работает. Тогда, кстати, получил первый опыт договариваться о чем-то по-настоящему. В мэрии мне розовые очки быстро сняли и, конечно, я ничего не выиграл.

Тогда эта ситуация очень сильно помогла. Это придало мне настойчивости в решении жизненных трудностей, которые возникали впоследствии.

В 19 лет первый раз в жизни я устроился официально работать в автомобильную компанию. Это был третий курс очного обучения — самый жесткий период, когда преподаватели не давали расслабляться. А я решил, что буду очно учиться и еще работать при этом.

После второго курса летом я начал работать. Лето прошло и, когда наступило время учебы, ожидал, что директор скажет мне уволиться, также как и остальным студентам, а вместо этого он посоветовал продумать график и работать дальше. Я был очень удивлен, но предложение принял и начал совмещать.

Пока работал, меня нагружали многими задачами. Был период, когда я параллельно мыл полы, потом готовил машины на продажу. Быть постоянно загруженным работой мне нравилось. А потом наступил момент, когда по продажам оказался наравне со всеми, а через некоторое время стал продавать больше. Но на этой позиции я начал постепенно деградировать — все азы познал, стимула развиваться дальше не было, так как уже во всем ориентировался.

А если нет развития, то ты стоишь на месте и становишься инертным, медлительным. Так со всеми. Через какое-то время амбициозный человек доходит до предела. Он знает на работе все и начинает выполнять свои обязанности на автомате. Попадает в зону комфорта и развитие затормаживается. Но за последние годы я не помню ни одного раза, когда я был в зоне комфорта. Сейчас все настолько активно, что я не знаю как будет через месяц. Уже привык к этому напряжению, и для меня это стало нормой. Не бессмысленная суета, а именно необходимость постоянно работать, продумывать решение. Собственно, это и помогает развиваться.

Наверно, поэтому, когда ребята с прошлой "автомобильной" работы предложили организовать совместное дело, не отказался. Долго думали, что сделать интересного, в итоге в автобусах общественного транспорта в Южно-Сахалинске появились мониторы, на которых транслировалась реклама. Сейчас мы охватываем уже пять городов юга острова.

В момент старта нас было трое, а через год я остался один. Первый раз мы все вместе прогорели, потому что заказали не ту технику. Мы просто не знали, какую именно нужно. Все деньги, которые у нас сгорели, были наши личные, и чтобы все запустить заново, пришлось находить новые.

Второй раз мы заказали "правильную" технику, долго договаривались с разными организациями, чтобы установить ее. А когда сделали все, наступил момент, когда фирма распалась и всю технику забрали, а все финансовые обязательства остались на мне. Поверьте, было не очень приятно.

Пожалуй, эта ситуация была самой жесткой в моей жизни. Сейчас я понимаю, что большинство людей, которые говорят о потере денег, о том, что работают в ноль, о каких-то проблемах, из-за которых не идет бизнес – это пустяки. Тот ад, который я пережил, позволят мне быть уверенным, что если даже я все потеряю, то создам новую команду и построю все заново.

Несколько раз я ошибался и терял реально большие деньги. Очень долго восстанавливался, но именно таким способом вырабатывается опыт. Учишься настоящим переговорам, потому что ни один бизнес-тренер не научит этому, как бы красиво это ни звучало.

Мы очень долго выбирались из кризисной ситуации. Я успел поседеть, у меня выпали несколько зубов, несколько раз был в больницах. Стресс — это дело такое. Работал по 20 часов в сутки, практически не спал, забыл о выходных, растерял всех друзей, потому что меня куда-то звали, а я не мог просто позволить себе куда-то идти. Непонимание преодолевать было бесполезно.

Владелец компании AdHills Артем Прихода

Владелец компании AdHills Артем Прихода. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia

А второй партнер поступил иначе. В очень неудобный момент он просто отказался дальше работать. Был сложный период, так как пришлось решать новые задачи, с которыми я раньше никогда не сталкивался. А вообще мне показалось, что он сломался, но я могу ошибаться... Мне всегда было страшно, я боялся, но все равно делал, хотя не знал, что получится.

— Когда начали выбираться из этой ямы?

— Полтора года длился кризис и в середине 2013 года я вышел из ситуации, но остался один. Потом полгода еще как-то поработал. Но страх все потерять у меня остался, наверное, до сих пор есть. Хотя уже не в той степени.

Была, конечно, опасность, что ошибусь или кто-то подставит, поэтому ко всему относился настороженно. А потом начал думать, что раз одно дело сделано, надо придумать что-то еще. И стал открывать рекламные проекты еще в нескольких городах. Сам договаривался с самым большим университетом в регионе. Потом с Почтой России практически два года шли переговоры. Конечно, все приходилось делать параллельно. Пока устанавливал в автобусах – вел переговоры с вузом, когда стал запускать в вузе, уже вел переговоры с почтой.

Сегодня ежедневно нашей рекламой мы охватываем порядка 50-60 тысяч человек в день. Это сравнимо с аудиторией радиостанций на Сахалине

1 / 4

— Рекламный бизнес — не единственное направление, которым вы сейчас занимаетесь, есть еще туризм.

— В 2014 году я ощутил, что люди стали реально терять деньги. Рекламный бизнес начал проседать. Возможно, года через три восстановится, если ситуация в экономике не будет ухудшаться. Поэтому надо было внедряться в абсолютно новую сферу, которая должна была выстрелить. В тот момент случайно встретился с будущим партнером и заговорили о внутреннем туризме. Ударили по рукам и не прогадали. Год мы не зарабатывали, полгода получали сертификаты и лицензии. А сегодня у нас статус полноценного туроператора.

Ориентация была на зарубежного туриста, а после уже на наших. У нас ценник меньше, чем на Камчатке, и есть что показать, причем на достойном уровне. Если нужны вулканы – отправим на Курилы. На Сахалине вообще больше мест, куда можно добраться на машинах, квадроциклах, пешком, а на Камчатке – это реально сложно сделать, там надо лететь на вертолете, а это очень дорогое удовольствие.

Обстановка в офисе компании AdHills

Обстановка в офисе компании AdHills. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia

Ехать к нам проще с точки зрения логистики. Очень близок к нам азиатский рынок. Наши клиенты китайцы, японцы, корейцы, малайцы, американцы, даже из Южной Америки — чилийцы в основном. Мы даем рекламу в интернете по всему миру. Только за зимний период нашими турами воспользовались около 5000 человек. На лето планируем около 7000 человек. Ни один региональный туроператор не может похвастаться таким количеством клиентов за сезон.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь при построении собственного дела и его развитии?

— Я не знаю наверняка, как делать правильно, потому что в нашем регионе нет подобного опыта. Соответственно, я начинаю продумывать все с нуля. А потом смотрю, как работают в других регионах.

К примеру, в туризме мы не сравнимся ни с одним из региональных туроператоров. У нас даже сайт другой. Абсолютно все сделано иначе, но не для того чтобы выделиться, а просто решили, что так будет лучше и не прогадали – туристам нравится. Наш турбизнес построен так, что даже если мы не сможем возить кого-то, к нам перестанут летать самолеты и мы начнем терять клиентов – мы не будем от этого нести потери.

— Как формировал свою команду? Где берете грамотных людей, которые двигают ваши проекты?

— Сначала я все пробую на себе. Когда понимаю, как это делать, ищу других и передаю опыт и знания. По рекламе я сам провожу тренинги. С каждым работаем по отдельности. Человек сначала должен себя показать, а я должен быть уверен в том, что он не уйдет.

1 / 4

Если сотрудник не выполняет то, что я говорю, он больше не работает. Если человек где-то ошибается – это нормально, если он ошибается во второй раз – это лишение премии. При этом я не считаю, что у меня жесткая структура. Наоборот, у нас все очень демократично. Если человек сделал лучше – будет премирован, а если ему все объяснили и он допустил ошибку, то никакой премии. При этом обо всем изначально договариваемся, правила известны всем.

— Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе?

— Основной — это создать что-то, от чего будет польза. Пока что я делаю то, что позволяет мне учиться и развиваться. Но на этом я не останавливаюсь. Ищу и буду искать дальше, пока не найду нечто абсолютно новое и интересное. Вот сейчас мы создаем приложение для смартфонов. Это будет реально очень удобная штука для всех.

Многие стремятся заработать и, когда это выходит, они на этом останавливаются. А у меня цель не заработать, а чтобы был кайф от того, что я делаю. Рекламные проекты мне нравятся, я обожаю этим заниматься. Они окупаются и приносят пользу для людей. Постепенно мы уходим в интернет-рекламу, контекстную рекламу, соцсети. Я не понимал, как это делать и просто захотелось научиться — мне хватило месяца, чтобы это освоить.

Сегодня мы делаем несколько проектов, и они больше ориентированы на помощь нашим клиентам, чем на прибыль. Вот, к примеру, проект по пиару. Мы помогаем стратапам выходить на рынок. За это лето у нас уже в очереди 19 компаний стоит. Постоянно продумываем, как клиентам предложить меньшую цену. Обязательно предоставляем четкую и подробную смету, чтобы клиенты видели, что мы в действительности тратим для организации рекламной кампании, а что зарабатываем. Честность создает репутацию.

— Вас часто привлекают в качестве тренера на молодежные мероприятия, почему вы уделяете этому время?

— Если у меня есть какой-то проект, то я себя всецело отдаю ему. Если есть ночь и можно что-то сделать, то надо делать. Встаю рано, работаю без выходных и от этого испытываю кайф и адреналин.

Но иногда надо менять род деятельности, переключаться. Поэтому есть в моей жизни и общественная деятельность. К примеру, форумы молодежные. Приглашают тренером – я еду. Мне не нужны деньги за работу на форуме, мне просто интересно делиться своими знаниями и узнавать новых людей.

— У многих есть желание перебраться в другой? А как вы на это смотрите?

— Нужно находиться там, где ты можешь себя развивать. Если ты себя здесь максимально развил – хорошо, иди в другие регионы. Если у тебя растет бизнес и ему становится тесно, то надо искать новые рынки.

— Чтобы вы пожелали нашим читателям?

— Развивайтесь, не опускайте руки и не сдавайтесь! Чтобы добиться успеха, просто берите и делайте. Что-то плохое случилось – не сдавайтесь и идите дальше.

Владелец компании Ad Hills Артем Прихода

Владелец компании Ad Hills Артем Прихода. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia