Кинокритик, куратор программ, посвященных Году российского кино на Сахалине, Илья Шамазов рассказал о том, как нынешняя должность заставила его углубиться в историю отечественного кино. Помимо этого, в беседе с корр. ИА SakhalinMedia Илья Шамазов объяснил, почему у школьников появляется отвращение к великими авторам русской классики.
В детстве, благодаря родителям с филологическим образованием, у Ильи имелась большая библиотека. После увлечения приключенческими романами и научной фантастикой будущий кинокритик в 14 лет переключился на классиков. Серьезное отношение к чтению зарождалось уже в этот ранний период.
— Я никогда не думал о том, что в литературе что-то должно привлекать. Чтение – обязательный атрибут для человека. Без текстов мы нищие. "Я не читаю книг, здравствуйте, я дерево", — отметил Илья Шамазов.
По словам Шамазова, влияние на него оказало очень большое количество авторов. Всех имен и произведений не перечислить.
— "Мартин Иден" Джека Лондона. Это было абсолютное попадание в меня самого в момент прочтения этой книги. “Снега Килиманджаро" Хэма и его же "Фиеста". Несколько книг Кэндзабуро Оэ, особенно "Объяли меня воды до души моей". "Воскресенье" Толстого, "Дом на набережной" Юрия Трифонова и "Пирамида" Леонида Леонова. "Жиль" ла Рошеля. Весь прочитанный Гюго. И многие, многие другие, — перечислил Илья.
В данный момент кинокритик пытается наверстать упущенное. Нынешнее чтение связано с историей освоения острова. Еще ряд книг он читает в поисках интересных подробностей из истории отечественного кинематографа, с которыми знакомит островитян в программах посвященных Году российского кино.
— Сейчас после возращения на Сахалин, читаю в основном упущенные из виду тексты, связанные с историей освоения острова. Еще традиционно — северную прозу. Современников, особенно тех, с кем сам дружен. Не пропускаю книг Терехова, Прилепина, Василия Авченко. Страдаю, что так и не добрался до "Захвата Московии" Гиголашвили. Сейчас жду биографию Валентина Катаева от Сергея Шаргунова. Куски, которые были опубликованы к этому моменту, волшебные. Еще для лекций в рамках Года российского кино читаю мемуары и биографии наших прославленных кинодеятелей. В этом смысле, да, работа заставила. Спасибо ей, — рассказал Шамазов.
Вопрос к кинокритику об экранизациях актуален, как никогда. Илья отмечает, что не только лучшие книги могут раскрыться на экране. Бывает, что книга и фильм становятся равновеликими в контексте мировой культуры событиями. Но еще чаще экранизации великих текстов попросту не удаются. Почему так, предмет отдельного исследования.
— Суть кино в поэзии. Идеальная основа для кино – рассказ. Я никогда не сравниваю книгу и фильм. Однозначно литература дает возможность сценаристу не провалить диалоги в картине, но кино, в любом случае, работает на ином уровне восприятия, — говорил Илья Шамазов.
Илья сочувствует авторам, чьи работы находятся в бесплатном доступе в Интернете. Но понимает, что иначе никак, ведь многие книги сегодня просто недоступны, особенно для островитян. Электронные книги — хоть какой-то выход из этого положения.
— Качать и еще раз качать. Сегодня просто необходимы платформы для добровольных пожертвований в пользу авторов понравившихся книг. Пока такие проекты, увы, не приживаются в России, — с огорчением отметил Илья.
На вопрос, какую книгу на взгляд кинокритика должен прочесть каждый, Илья ответил следующее:
— Есть абсолютные тексты, которые довлеют над нашей жизнью, программируют ее. Не прочитать Библию — безумие. Далее последует список из школьной программы по литературе. Беда в нее входящих книг, что с детства к ним и их авторам прививают стойкое отвращение в школах. Несвоевременно заходят они в детское сознание, отбивая всякое настроение к чтению. С другой стороны, абсолютное большинство сограждан в ином случае вообще никогда ничего бы не прочитало. На нашу общую беду.
Илья Шамазов . Фото: Предоставлено Ильей Шамазовым
ИНТЕРЕСНЫХ ВАМ ВЫХОДНЫХ!