Бизнес. 31 августа 2016, 20:30
Владелица цветочной мастерской "Лейка" Светлана Колычева. Фото: Максим Мажарин, ИА SakhalinMedia
Секреты бизнеса

Секреты цветочного бизнеса от Светланы Колычевой

Молодой предприниматель рассказала что нужно, чтобы успешно делать деньги на цветах

31 августа 2016, SakhalinMedia. Секреты цветочного бизнеса по-сахалински раскрывает молодой предприниматель Светлана Колычева. За несколько лет она успела поработать с компаньонами и создать свою организацию. Ее цветочная лавка пользуется большой популярностью особенно среди молодоженов. На вопросы корр. ИА SakhalinMedia Светлана ответила прямо за рабочим местом.

— Светлана, расскажите, как вообще пришла идея открыть свой салон цветов? Почему именно цветы?

— Всегда была творческим человеком. Еще когда училась в институте вернулась однажды из отпуска и увидела объявление, что требуются флорист. Пришла, устроилась. Учили меня только 3 часа — показали, как связать три розы и оставили одну. Никогда не забуду своего первого покупателя, когда розы просто развалились у него в руках. После года работы в салоне меня повысили до администратора, и все свободное время я проводила в магазине. Но наши пути разошлись. Я получила диплом и были мысли переехать в другой город. Но любовь к цветам осталась, и мне часто звонили постоянные покупатели, которые просили сделать букет и убеждали, чтобы его делала именно я. Приходилось перекупать цветы в других салонах, чтобы сделать букеты.

1 / 3

— Так что удержало на острове?

— Мне позвонила знакомая — начинающий декоратор и предложила открыть салон. Она со своими ребятами оформляла свадьбы, а я для них делала композиции. Решили, что можно попробовать. Деньги, которые я копила на переезд, вложила в общее дело. Открыли ООО, нашли место и начали работать. Но через некоторое время начались разногласия, и нам пришлось расстаться. Некоторое время приходила в себя и в итоге зарегистрировалась в качестве ИП, открыла свой салон. Уже полгода пытаюсь закрыть ООО — это тяжкий труд.

— Какие потребовались вложения в бизнес на этапе создания?

— На самом старте довольно-таки много. Единственное — нам не требовалось супер оборудование, которое стоит миллионы. Но при этом потратиться все равно пришлось. Тот же блок для поддержания низкой температуры в камере с цветами стоил 70 тысяч рублей. Сама камера, ее утепление, витрины, аренда и т.д. Всего чуть больше полумиллиона рублей.

— Пользовались ли вы поддержкой государства или кредитными услугами банков?

— В этом году пришлось взять кредит на закупку цветов на 8 марта. Что касается поддержки малого бизнеса, то ни с какими программами я не сталкивалась. В этом году уже не попадаю по срокам, а вот в начале 2017 года активно займусь этим вопросом.

— Почему все-таки цветы, а не конфеты, например?

— Цветы — это и красота, и творчество, и возможность общаться с людьми. Конечно, несколько позже понимаешь, что быть флористом — это тяжелая работа. Но, когда ты работаешь с цветами, настроение меняется, от них идет особая энергетика. К тому же мои гости, я их даже не называю клиентами, приходят в основном с положительными эмоциями, чтобы купить красивые цветы, поднять кому-то настроение, пойти на праздник. И эта атмосфера праздника — постоянна. Плюс — это красиво, и ты создаешь эту красоту своими руками, точно также как пишешь картину, результат в любом случае приносит эмоции.

1 / 6

— Можно ли назвать это искусством?

— Да, это действительно искусство. Но, к сожалению, у нас в городе немного мест, где можно действительно получить что-то похожее на произведение. Потому что в нашем городе по-прежнему остались ларьки, в которые приходишь и покупаешь товар. А букет от флориста это не просто товар, это целая композиция, которая создается для каждого индивидуально, со своими чувствами и эмоциями. Таких мест в городе совсем мало.

— Скажите, а цветочный бизнес — это выгодно и сильна ли конкуренция на сахалинском рынке?

— Если ты никакого отношения к цветам раньше не имел и решил хорошо заработать — не лезь в цветочный бизнес! Это мое убеждение. Что касается конкуренции — она очень велика. Сейчас на каждом углу цветочный ларек. Спасает то, что на самом деле мест, в которых вам соберут букет со вкусом, очень мало. Мы же ориентируемся на клиента и его пожелания.

— Светлана расскажите о проблемах с которыми приходится сталкиваться в процессе работы?

— Скажу кратко: мы на острове. Несмотря на то, что цветы идут напрямую из Голландии, они все равно задерживаются в Москве, а потом еще сутки летят до Сахалина. Раньше работала с поставщиками из Москвы, но по качеству понимала, что эти цветы неизвестно сколько и где пролежали, несмотря на то, что поставщики были крупнейшими в России. Еще одна проблема, что многие цветы в принципе не выдерживают транспортировку. Изначально в Голландии сфотографировали цветок — безумно красивый. Но он настолько нежен, что если его примяли, то он погибнет еще в процессе транспортировки или будет выглядеть плохо. Если ты добросовестный флорист, такой цветок отправишь в урну. Но есть и те, кто их реанимирует и продает.

Иногда случается так, что неожиданно поступает заказ на большую партию цветов, и требуется срочно доставить. А из-за большого расстояния возникают сбои. Тут еще погода свою роль может сыграть. У нас бывали такие случаи, когда товар снимали с рейса в связи с перегрузом. Однажды такая ситуация произошла перед свадьбой. Цветы зависли где-то в Москве, а мероприятие вот-вот. Пришлось выкручиваться. В таких ситуациях сначала мы проверяем все салоны, перекупаем цветы у них или, если подходящих не оказывается в городе, созваниваемся с невестой и обсуждаем другой вариант. Это тот фактор, который от нас не зависит. Проблема, еще в том, что и запас не сделаешь. Цветы закупил, а их никто не берет — приходится их списывать и ликвидировать, а это потери.

Еще одна сложность — это упаковочный материал. Можно его заказать и ждать неделями. А придет он тогда, когда в нем уже нет необходимости. Или обратная ситуация: заказала несколько рулонов качественной дизайнерской бумаги. Думала, что мне хватит месяца на 2-3, а прошло две недели и осталось совсем чуть-чуть. Нужно заказывать заново и ждать, когда ее доставят.

Буду откровенна, очень высокая арендная плата. Наша точка в торговом центре, и не смотря на то, что не рядом с главным входом — платить все равно приходится много. Немаленькие плачу налоги, хотя по части налогообложения ИП все же проще, чем ООО.

1 / 6

— Как часто приходится завозить цветы и какие средства на это тратите? Сколько в среднем на рынке стоит ваш букет?

— Цветы завозим 1-2 раза в неделю или в зависимости от потребностей. Доставка в среднем выходит около 25 тыс рублей. Средняя стоимость сборного букета около 2,5 тыс рублей. Это средняя рыночная цена. Здесь стоит отметить, что сумма может быть любой — все зависит от потребностей клиента.

— Вы работаете с кем-то из местных производителей?

— Мы покупаем иногда местные цветы. Они идеально подходят для сборных букетов. Но сейчас нашим гостям больше нравятся экзотические цветы. Поэтому их и стараемся завозить в нашу мастерскую.

— Кто вам помогает в деле?

— Со дня открытия салона начинала абсолютно все сама. Сейчас мне помогает мой молодой человек, девушка-флорист и курьер, который доставляет цветы для клиентов. Приходится ездить в аэропорт, проходить обязательный фитосанитарный контроль, грузить в машину тяжелые коробки, а потом их разбирать. Здесь требуются порядочные физические усилия.

— Какие требования вы предъявляете к своим сотрудникам или к тем, кто только приходит устраиваться к вам?

— На Сахалине есть масса людей, которые называют себя флористами, но по факту они ими не являются. То есть, если ты работал в цветочном магазине, это еще не значит, что ты флорист. У того, кто хочет этим заниматься, должен быть талант, при этом не обязателен опыт работы или диплом об окончании школы. Я нигде этому не училась. Человек должен увлекаться чем-то творческим. Флорист не может быть злым, наоборот, он должен быть легким, веселым, добрым и приветливым. Ему предстоит дарить настроение людям, переживать с ними, возможно самые счастливые и волнительные моменты в жизни. И вообще нужен крепкий характер, потому работа на самом деле не из легких. Не все выдерживают.

Важно то, как человек относится к своей работе, к цветам. У меня была большая текучка кадров, при этом расставались с флористами из-за систематического небрежного отношения к цветам и, как следствие, к гостям.

1 / 6

— Когда самый большой пик продаж цветов?

— Самый основной период — это конечно же 2-3 дня до 8 марта. Еще на День Матери много цветов берут, на 1-е сентября и конечно же день святого Валентина. Если по сезонам смотреть, то лето — это сезон свадеб. В этот период поступает большое количество заказов.

— Бывает так, что люди благодарят уже после мероприятий?

— Самое смешное, что не все знают, что я владелица салона, и часто говорят: "Этот салон держится только на вас, я в первый раз вижу такого флориста". Порой даже прибегают ко мне с конфетами, с шоколадками. У нас курьер при доставке букетов читает стихи и поздравления. Потом нам звонят и говорят, как им было приятно, а некоторые даже рыдают в трубку, когда благодарят.

1 / 5

— Расскажите о самом необычном заказе?

— Буквально недавно был очень необычный заказ. Девушке на день рождения своей мамы понадобился нереально огромный букет с ананасами. Мы взяли ананасы и цветы, которые долго стоят, и создали букет. Сейчас поддерживаем общение с этой девушкой — ей все очень понравилось.

— Каковы ваши планы по развитию этого бизнеса?

— В ближайшее время откроем еще одну точку. Нужно чтобы было две точки. Это позволит уменьшить некоторые риски.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia