18 мая все музеи отметили свой профессиональный праздник – Международный день музея. Возможно, многие считают, что в этих учреждениях ничего интересного не происходит: сидят люди в зданиях, хранят предметы, выставляют их, чтобы пришли на них посмотреть, как говорится, три калеки. На самом деле там кипит интереснейшая работа, кипит... как в жерле вулкана. Экскурсоводы постоянно изучают историю, узнают факты, чтобы интересно рассказать об экспонатах посетителям. Методисты готовят различные обучающие и познавательные программы, хранители обдумывают, какие предметы стоит вынести на обозрение, а экспозиционеры решают, как все расположить. Директору приходится решать множество задач, от которых голова идет кругом. С одним таким управленцем в день праздника сумел пообщаться корр. ИА SakhalinMedia. 27-летняя руководительница Невельского историко-краеведческого музея Алиса Медведева в интервью рассказала, с чего начинала и с какими трудностями столкнулась во время работы на новой должности.
— Алиса, расскажите немного о себе.
— Родилась я в городе Томари. Переехала в Невельск, где окончила школу. В 2007 году поступила в Сахалинский Государственный университет по специальности "историк". В 2012 году получила диплом и решила работать по профессии. Первым моим шагом была работа в школе №2 в Невельске — учитель истории и обществознания. Я год проработала и поняла, что преподавательская деятельность — не мое, хотя у меня все получалось: дети хвалили, педагоги поддерживали. Но я посчитала, что психологически не приспособлена для работы в школе. И решила, что лучше вовремя уйти и не стать плохим учителем. В школе все-таки должны работать люди по призванию. Но я не хотела завязывать со своей специальностью, и, недолго думая, решила – а не пойти ли мне работать в музей.

Директор Невельского историко-краеведческого музея Алиса Медведева. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Почему в музей?
— После окончания университета я переехала в Южно-Сахалинск к мужу. В островной столице было больше возможностей найти работу, а в то время, когда уволилась, было много вакансий в различные учебные учреждения. Но я твердо решила не заниматься преподавательской деятельностью. Я пришла работать в областной краеведческий музей.
— Как вы попали туда?
— У меня там год работал муж научным сотрудником. Он сказал, что там есть вакансии методиста и экскурсовода. Решила пойти в экскурсоводы. Но, прежде чем я устроилась туда работать, случилась очень интересная предыстория.
— Интересно, расскажите эту историю.
— Это, конечно, до идиотизма, можно сказать, дошло. У меня красный диплом. И, когда я ушла из школы, решила, что по специальности работать не пойду, тем более я уезжала в Южный, где множество вакантных мест. У меня неожиданно возникла шальная мысль пойти работать мерчендайзером. Я нашла эту работу в "Сити-Моле" в супермаркете домашних товаров. Два дня работы, два дня отдыха, никаких конспектов готовить не надо. В общем, пошла, где полегче. И вот длится у меня первый испытательный день. Хожу между рядами, поправляю товар, докладываю недостающий, дохожу до полки, на которой навалена куча женских и детских трусов. Мне надо было на каждом подписать ценники. Пока подписывала, у меня защемило сердце, и стало так обидно за свой диплом. Я поняла, что выбрала неправильное направление. Если у меня есть возможность реализовать себя по своей специальности, то надо пользоваться. Мерчендайзером я и через 10 лет смогу работать. И после этого я на всех порах приехала домой и сказала мужу: "Так, Саша, собираемся и идем в музей!" Я ворвалась к бывшему директору музея Татьяне Роон, презентовала себя со всей страстью, на пять с плюсом. Рассказала, что могу обучиться в кратчайшие сроки. Она согласилась, и с 2013 года я начала работать в краеведческом музее экскурсоводом.

Стенды музея. Фото: Юрий Гуршал
— Расскажите об этом периоде жизни.
— Быть экскурсоводом мне очень нравилось, проработала до 2015 года. Чтобы быть хорошим работником, необходимо много знать и читать. Надо постоянно свои знания освежать. При том что в музее очень много экспозиций и надо полностью знать о каждой, чтобы давать людям достоверную информацию. Также в работе экскурсовода я не забывала о таком моменте, когда люди могли задавать каверзные вопросы. Особенно это ставило в неудобное положение новых экскурсоводов, сбивало их с колеи. Такие ситуации держали меня и моих коллег постоянно в напряжении и стимулировали узнавать что-то новое. Иногда эта работа выматывала, особенно в туристические сезоны, когда могло пройти 1,5 тысячи людей в день. Эта работа позволяла очень многое узнать. Люди со всей страны, мира приезжают сюда, узнают о твоем родном крае. Также они делятся своим жизненным опытом. Меня работа заряжала позитивом. Несмотря на то, что я работала только экскурсоводом, у нас постоянно было взаимодействие между всеми отделами. На общих и больших мероприятиях все сотрудники вместе работали. Мне предлагали работать в научном отделе. Но я не была готова к этой работе. Там была девочка — "научник" до мозга костей. Она училась в аспирантуре, ездила по архивам, собирала материалы, анализировала, писала научные работы. Это не голова, а дом советов! У меня такого желания и стремления, как у нее, не было.

Стенды музея. Фото: Юрий Гуршал
— Почему ушли из областного краеведческого музея?
— В 2015 году я ушла в декрет. Пока была в нем, поняла, что не хочу работать экскурсоводом, хотя мне нравилось. У меня был запас времени. Подумывала перевестись в другой отдел. Тогда возможности у меня были. Однако в конце апреля 2016 года я узнала, что в Невельске есть вакансия на директора историко-краеведческого музея. В то время я устала сидеть в четырех стенах, хотелось деятельности. Я приняла безумное решение, абсолютно авантюрное для меня — подать документы. Съездила на собеседование, посмотрели на рекомендательные письма, встретилась с вице-мэром Невельска, и меня утвердили в должности. Не знаю, почему, может от отчаяния. Из-за прошлого директора там накопились проблемы, которые надо было решать.

Стенды музея. Фото: Юрий Гуршал
— И как прошел первый рабочий день?
— Охх! Какой там первый день, первый месяц! Я, когда пришла, была в ужасе. Каждый день после работы я приходила домой и рыдала. Своим родным говорила: "Боже, куда я попала! Я не знаю, что от меня требуется!". Это были крокодильи слезы. Я вот сейчас вспоминаю и понимаю, что мне сейчас легко дается то, что тогда вызывало истерику. Тогда для меня это был ад. Я чуть не проклинала тот день, когда пришла бредовая мысль подать документы на директора музея.
— Видимо вы очень хотели дальше расти профессионально, реализовать свои возможности
— Возможно. Я если честно абсолютный фаталист. Верю, что в жизни происходит так как должно быть: делай должное, и будь, что будет. Иногда, когда уж сильно тяжело становится, думаю: "Если я здесь оказалась, значит я на этом месте нужна, значит у меня есть какая-то цель, задачи, которые должна выполнить". И это помогает.

Стенды музея. Фото: Юрий Гуршал
— Как дальше проходила работа в роли директора музея?
— В силу моего возраста у меня не было ни опыта, ни знаний. Здесь надо было полностью ориентироваться в музейной, хозяйственной, административной и финансовой сферах. Было не просто, но мне помогали и помогают сотрудники других учреждений культуры. У нас здесь очень молодые руководители учреждение – это энергичные и сильные духом женщины. У некоторых два года работы, у кого пять лет. Они оказывали колоссальную помощь. В любой момент я могу обратиться к ним, и они всегда помогут, расскажут, покажут. Эта поддержка дорогого стоит. Также мне люди из областного краеведческого музея помогают.
Еще самое тяжелое – это работа с людьми. На директоре лежит ответственность за коллектив и эмоциональную атмосферу в нем. Также много бумажной работы. Из-за нее не видишь, что происходит в музее. Приходится решать множество задач, проблем. Но работа ведется, коллектив помогает. Сама работаю здесь уже девятый месяц, скоро, вот, контракт закончится.
— Будете его продлевать?
— Я каждый день думаю об этом. Точно узнаю ближе к окончанию контракта. В Невельске мне комфортно работать, здесь и знакомые, и родители помогают. С профессиональной точки зрения я многое уже сделала и многому научилась. Конечно, если развернуться и уйти, то станет обидно, потому что столько сил и нервов было вложено. Иногда мне хочется вернуться к работе экскурсовода и отвечать лишь за свою часть работы, потому что директор – это ответственность за весь музей. Это большой груз. Иногда хочется сбросить этот груз и занять более спокойную нишу. А с другой стороны, когда говоришь своим знакомым об этом, то они говорят: "Не дури. Многие ли в 27 лет становятся директорами музеев? Конечно, немногие. И я каждый день думаю, что делать дальше".
— Но если не музей, не образовательная деятельность, то что?
— Вот. С культурой я не хочу разрывать отношения. Здесь я чувствую себя комфортно. Я могу лишь сменить деятельность. Иногда я сравниваю, кем я была раньше. Пока была экскурсоводом, было ощущение, что я людям приносила больше пользы своей работой, чем сейчас. Здесь же сидишь за бумагами, и такое ощущение, что никакой пользы не приносишь.
— А в министерство культуры не хотите пойти работать?
— Пока нет. Но, видите, чтобы там работать, нужен управленческий опыт 3-5 лет. То есть мне надо остаться здесь директором.
— "Музей в вашей жизни" — что это?
— Пока я не попала в музей, как и многие, думала, что там ничего не происходит, ничего не делается, люди там сидят и какие-то предметы хранят и выставляют на обозрение, и к ним никто не ходит. Однако, когда попала в эту среду, открылся огромный мир. Музей – это хранитель истории. В нем работают сотрудники, которые могут рассказать через призму прошлого, что ждет нас в будущем. Музейное сообщество очень нужно, потому что оно приобщает детей и взрослых к культуре народа.
Сердце музея – это его фонды. Можно обойтись в крайнем случае без экскурсовода, но без ценных экспонатов — никак. Когда я вижу хранителей, которые относятся к предмету, как к ребенку, оберегают его, восхищаюсь ими. Для них предмет – это целый мир. И когда из разрозненных предметов создаются целые выставки – это волшебство, фантастика.
ИНТЕРЕСНЫХ ВАМ ВЫХОДНЫХ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
![]() |
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: