Общество. 21 августа, 16:25
S7. Фото: S7

Бортпроводник S7 Airlines: «В первую очередь мы отвечаем за безопасность пассажиров»

Сотрудница известной на Дальнем Востоке авиакомпании Ирина Никитина рассказала о тонкостях работы под самым облаками

21 августа, SakhalinMedia. Бортпроводники всегда выглядят безупречно, они приветливы, готовы помочь и знают, как действовать в самых разных ситуациях. Эта профессия считается одной из самых романтичных и интересных: вид облаков, ощущение высоты и полета, завораживающий свет огней ночных городов и возможность побывать в самых разных уголках нашей планеты. В интервью с корр. ИА SakhalinMedia, бортпроводник-инструктор авиакомпании S7 Airlines из Владивостока Ирина Никитина рассказала об особенностях летной работы, о дресс-коде на борту и перелетах с детьми на руках.

Следуя за мечтой

В профессию я пришла неслучайно – работать стюардессой было моей мечтой. У меня педагогическое образование, но, отучившись и поработав некоторое время по специальности, поняла, что это не мое. Тогда, спустя некоторое время, когда я уже вышла замуж и родила ребенка, решила вернуться к своей мечте: записалась на собеседование на должность бортпроводника и успешно прошла тестирование и интервью. С этого момента началось мое обучение в учебном центре.

Программа обучения рассчитана на 3 месяца. За это время мы должны досконально изучить строение воздушного судна, правила пользования аварийно-спасательным оборудованием, технологию обслуживания пассажиров, уметь оказать первую помощь, а также знать, как действовать в тех или иных ситуациях. На самом деле дисциплин, которые изучают будущие бортпроводники, гораздо больше – от географии и английского языка до требований к перевозке опасных грузов, – поэтому нужно быть готовым к тому, что придется много учиться. Также было очень много практических занятий, в том числе и на специальных авиационных тренажерах, условия в которых максимально приближены к реальным ситуациям. После прохождения программы обучения и сдачи обязательных экзаменов, можно смело говорить, что ты готов к любым ситуациям.

Основное требование — здоровье

Требований, которые предъявляются к будущим бортпроводникам, по сути три: отличное здоровье, внешние данные и личностные качества. Первое, основное и самое главное – прохождение серьезной медицинской комиссии. У будущего бортпроводника не должно быть никаких хронических заболеваний – они могут помешать в работе. Можно сказать, что стюардесса должна обладать практически идеальным здоровьем. Наша профессия очень сложна как физически, так и психологически – к этому нужно быть готовым.

Если говорить про внешние данные, то здесь требование одно – нужно выглядеть опрятно. Например, татуировки, пирсинг на видных местах недопустимы. Необходимо, чтобы рост был не ниже 165 см, чтобы она доставала до багажной полки. Это обусловлено техникой безопасности. Также пассажир, сидя на своем месте, должен хорошо видеть бортпроводника который, например, проводит аварийно-спасательного инструктаж.

Личностные качества не менее значимы. В нашей профессии очень важны стрессоустойчивость, собранность и исполнительность, коммуникабельность, доброжелательность и неконфликтность, а также умение работать в команде.

Безопасность – главный приоритет

Есть распространенное мнение, что бортпроводники все равно что официанты в небе. Это ошибочное мнение. Конечно, мы встречаем пассажиров на борту самолета, помогаем им разместиться, стараемся, чтобы всем было комфортно и удобно, предлагаем еду и напитки, провожаем после полета, но у нас есть и другие, более важные, обязанности.

В первую очередь мы отвечаем за безопасность пассажиров – это главный приоритет S7 Airlines. Уже встречая пассажиров, мы ведем наблюдение — оцениваем поведение входящих людей и в случае необходимости принимаем необходимые меры.

Во время полета следим, например, за такими важными показателями как влажность, температура, давление на борту. Также бортпроводник должен разбираться в конструкции различных моделей воздушных судов и знать особенности их строения. И конечно в список наших должностных обязанностей входит оказание первой медицинской помощи пассажирам.

Особенности рабочего графика

Как правило, в неделю у меня 5-6 рабочих дней, график может меняться, как и количество ночных и дневных рейсов – их распределяет специальная служба. Также последние несколько лет мы пользуемся программой AIMS, открывая которую, мы можем еще до вылета узнать, куда и во сколько летим, а также состав кабинного экипажа. Это очень удобно. Если говорить про выходные, то в неделю получается один или два дня полностью посвятить отдыху, себе и своей семье. Есть строгий регламент, в котором прописано, сколько часов мы можем налетать, учитывая влияние нагрузок на здоровье. Санитарная норма – 80 часов, но с письменного согласия бортпроводника она может достигать 90 часов в месяц.

Dress-code на борту

Требования к внешнему виду бортпроводников в S7 Airlines, конечно, существуют. У нас есть форма: бирюзовая летняя и зимняя – красная, она более теплая, для холодного времени года. Также существует определенный регламент, в котором четко прописано то, как мы должны выглядеть: длина юбки, брюк, цвет волос и маникюра, наличие макияжа, укладка. Например, обязательной частью нашей формы являются жемчужные серги-пусеты. В регламенте также прописан цвет туфель и высота каблука – не более 4-5 сантиметров.

И, конечно, у каждого бортпроводника есть свои секреты красоты, ведь мы лицо авиакомпании и всегда должны выглядеть хорошо. Во время полета я стараюсь пить больше жидкости – это очень полезно для кожи.

О просьбах пассажиров и забытых вещах

Иногда просьбы могут быть самыми неожиданными. Однажды пассажирка попросила принести грудного молока и была удивлена, когда мы сказали, что у нас его нет. Часто просят принести добавки или, например, еще чашку чая, хотя большинство все же стесняются попросить нас об этом. Но бывалые путешественники уже знают, что напитков на рейс загружают достаточно, и лишняя порция у нас практически всегда найдется.

В S7 Airlines существует специальная процедура оформления забытых вещей на борту. Сначала мы составляем акт, в котором описываем "находку" вплоть до цвета и внутреннего содержимого, затем передаем ее в представительство авиакомпании, где ее уже оставляют на хранение в специальной камере забытых вещей. Бывают оставляют дорогие часы, телефоны, айпады. Однажды мы нашли портмоне. Нам пришлось на тот момент вызывать полицию, чтобы всё это задокументировать. Причем сам пассажир опомнился только через 3 дня. Он написал заявление, и мы ему сразу все вернули.

О детях на борту

Дети – частые пассажиры на борту самолета, и нас нередко просят помочь присмотреть за ними. Например, однажды одна мама попросила побыть с ее ребенком, пока она отлучалась в туалет, и ее так долго не было, что малыш уснул у меня на руках.

Иногда дети путешествуют без сопровождения взрослых – наша авиакомпания предоставляет специальную услугу для родителей, которые по каким-то причинам не могут лететь вместе с ребенком. В этом случае сотрудники аэропорта и авиакомпании встретят и проводят его в самолет, а по прибытии в пункт назначения передадут встречающему лицу. Самостоятельно, без взрослых могут путешествовать дети старше пяти лет. Недавно так с нами летели две девочки из Японии. Одна из них плакала и я, чтобы ее успокоить, взяла ее на руки – так, вместе, мы и провели часть полета.

Я все время говорю, что, когда уйду на пенсию, напишу книгу для молодых родителей. У меня у самой взрослый сын и четырехлетняя дочь, и я точно знаю, как нужно обращаться с маленькими пассажирами. И своим коллегам все время говорю, что это то, что приходит с опытом, они тоже поймут все, когда станут мамами.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia