"Скоро исполнится год с того дня, как в Сахалинском заливе Охотского моря начала развиваться памятная многим чрезвычайная ситуация. Для нас она тоже хорошо запомнилась, потому что в той ситуации активное участие приняло судно нашей компании – транспортный рефрижератор "Берег Надежды".
В течение всего этого времени мы старались публично не комментировать развивающуюся ситуацию, поскольку выяснение отношений между спасателями и спасенными (хотя мы себя таковыми не считаем) происходит в судебных инстанциях. И на наш взгляд, любое комментирование будет выглядеть, как попытка давления на суд. Однако появившиеся в последнее время в некоторых СМИ публикации вынуждают нас отстаивать свою позицию.
Напомню, что еще до начала так называемой спасательной операции "Берег Надежды", откликаясь на просьбу о помощи (все это зафиксировано в судовых журналах), самостоятельно вывел из ледового плена – фактически спас – транспортный рефрижератор "Красноярский" и БМРТ "Гуцул"; подчеркну, что никаких финансовых претензий мы при этом ни к кому не выдвигали. Затем, завершив свои грузовые операции в этом районе наше судно, обладающее ледовым классом ARC-4 (что позволяет ему работать даже в Арктике), готово был сняться и могло легко уйти из опасной зоны, где обстановка постоянно ухудшалась. Но в это время подал сигнал SOS "Профессор Кизиветтер". Если бы мы ушли, то сегодня и капитан "Берега Надежды" и я находились под следствием или под судом – об этом свидетельствует судьба капитана судна не оказавшего минувшим летом помощи тонущей "Булгарии". И в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) и в Уголовном кодексе есть статьи, предусматривающие наказание за неоказание помощи. Да и вообще – не в традициях компании "РИМСКО", известной своим участием в многочисленных спасательных операциях, бросать людей в беде. "Берег Надежды" - судно с намного более крепким корпусом – немедленно подошел к "Кизивиттеру" и постоянно находился рядом с ним в готовности в любую секунду снять людей, если льды окажутся сильней, чем корпус промыслового судна.
Именно поэтому главный в нашей отрасли надзирающий орган в стране – Ространснадзор – официальным документом подтвердил наш статус не как спасаемого судна, а как полноправного участника спасательной операции. И поэтому, когда по возвращению "Берега Надежды" на него был наложен арест, мы рассматривали это как нонсенс: были ли еще случаи, чтоб под арест попадал спасатель?
Судно признано членом спасательной операции. Автор: РИМСКО
С другой стороны, нас удивляет тот факт, что из числа спасенных судов неведомым образом исчез ледокол "Магадан", который – и это тоже однозначно и четко зафиксировано в официальных документах – неоднократно намертво застревал во льдах и просил о помощи. Однако и на этот счет КТМ дает ясные и четкие разъяснения: как поступать в случае, если спасатель и спасаемый принадлежат одному судовладельцу.
Мы также считаем, что и сама спасательная операция не всегда проходила достаточно профессионально. Полагаем, что если бы по ее ходу принимались другие решения, то и эффект мог бы быть значительно выше. Ведь складывается такое впечатление, что умышленно затягивалось время и это видно по записям в судовых журналах . И мы не можем согласиться с тем, что стоимость дизельэлектрохода "А. Макаров" 41 400 л/с дороже стоимости атомохода "Россия 75 000 л/с и в прессе, к стати, этот момент уже озвучивался. Стоимость работы однотипного "Ермака" - 2 500 000 руб/сутки. А 1 ноября с.г. господин Рукша – генеральный директор ФГУП "Атомфлот" при личной встрече озвучил стоимость "России" - 3 100 000 руб/сутки!) Поэтому мы и настаивали на проведении независимой экспертизы, но и сами уже провели таковую и ее результаты весьма интересны . Уверен, что это тоже следует считать нормальным аргументом и признаком цивилизованного разрешения спора.
Я не могу говорить за других судовладельцев, за представителей других компаний. Я не могу отвечать и за председателя правительства России Владимира Путина, который публично заявил о том, что все затраты на проведение ледокольной операции будут возмещены. Я могу сказать лишь о том, что наша компания не признавала и категорически не признает выставленных нам требований – это слишком завышенные финансовые требования. Мы надеемся увидеть реальные цифры. Думаю, что это вполне нормальное явление, как для морского спора, так и для выяснения отношений в арбитражном суде. Мы к такому судебному разбирательству вполне готовы, потому что уверены, что располагаем убедительными аргументами в свою пользу.
Я не сомневаюсь в высокой профессиональной квалификации нашего арбитражного правосудия. Как не сомневаюсь и в том, что нам удастся доказать в суде свою правоту; во всяком случае, отстаивая свою позицию, мы готовы идти до конца.
Хочу также подчеркнуть, что мы открыты для средств массовой информации, и всегда готовы – в случае реальной необходимости – предоставить компетентный комментарий по любому касающемуся нашей компании вопросу.
Президент судоходной корпорации "РИМСКО" Фазил АЛИЕВ".