О том какими методами будут улучшать бизнес-климат на Сахалине и что такое Региональный инвестиционный Стандарт рассказала корр. ИА Sakhalinmedia руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО Ольга Курилова.
- Ольга Сергеевна, добрый день! Расскажите о деятельности Агентства на Дальнем Востоке?
- Добрый день, да верно в зоне моей ответственности весь Дальневосточный федеральный округ. Для начала хотелось бы отметить, что ключевой функцией Агентства является улучшение предпринимательского климата и ликвидация административных барьеров. Для этого было создано несколько мер, например на основе лучших мировых и российский практик по поддержке бизнеса, был разработан Региональный инвестиционный Стандарт, который стал обязательным для реализации во всех субъектах РФ, а его основные требования теперь входят в перечень девяти направлений оценки эффективности деятельности региональных руководителей по созданию благоприятных условий для бизнеса. Для начала в регионе идет внедрение Стандарта, то есть экспертная группа, которая состоит из предпринимателей субъекта оценивает наличие того или иного механизма, затем, когда все пункты внедрены субъект приступает к мониторингу, то есть насколько те механизмы качественно функционируют. В Магаданской области, Приморском и Хабаровском краях о Стандарт уже внедрен и идет мониторинг, также еще Республика Саха (Якутия) закончила внедрение в декабре 2014 года, остальные регионы округа близки к завершению внедрения.
- Ольга Сергеевна, а что вы можете сказать о внедрении Стандарта на территории нашей области?
Летом 2013 года Сахалинская область приступила к внедрению Стандарта и уже на данный момент полностью внедрены 12 пунктов. Есть некие сложности и недопонимание группы в области наличия канала прямой связи инвесторов и руководства региона, тем самым этот показатель пока оценен группой как выполнен частично. Еще есть два пункта Стандарта, такие как инвестиционная стратегия региона и наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов, они совсем еще не были рассмотрены группой. Предполагаем, что к середине 2015 года Сахалинская область закончит этап внедрения и перейдет к мониторингу Стандарта.
- Ольга Сергеевна, а что дальше? Стандарт внедрен и ведется мониторинг, будет ли это какими-то еще механизмами отслеживаться?
- Да, конечно. Почти все показатели, которые оцениваются в Стандарте они входят в Национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Оценка будет производиться как с помощью статистических данных, на показания которой не влияет регион, так и мнения предпринимательского сообщества, которое сталкивается с административными барьерами. Мы понимаем, что Рейтинг сможет показать объективную картину, которая может быть использована федеральным и региональным уровнями. Рейтинг создаст не только мотивацию, но и выявит лучший опыт решения проблемных вопросов для субъекта, который может быть использован и другими регионами. Все эти действия нацелены на совершенствование предпринимательского климата в регионе. В результате для предпринимателя будут созданы более комфортные условия работы. В апреле 2014 г. Была пилотная апробация рейтинга на базе 21 пилотного субъекта РФ, с Дальнего Востока участвовали три региона: Хабаровский и Приморский края, а также Республика Саха (Якутия). С ноября 2014 года запущен рейтинг по всем субьектам РФ и сейчас уже идут опросы предпринимателей.
- А для кого будет полезен данный рейтинг? Что он даст предпринимателям?
- Проведение Национального рейтинга позволит диагностировать действительное время прохождения административных процедур, таких как регистрация предприятия, получение разрешения на строительство или подключения к электросетям, процедура лицензирования и регистрация собственности. Мы сможем выявить степень прозрачности и эффективности работы организационных механизмов с целью снижения доли необоснованных проверок бизнеса. Также этот инструмент позволит показать, насколько эффективно местные власти и территориальные органы ФОИВ обеспечивают работу предпринимателей в регионе.
- Что сейчас делается региональными органами исполнительной власти для улучшения показателей?
- В ноябре-декабре 2014 года в РАНХиГС прошло три волны обучения региональных чиновников лучшим практикам Национального рейтинга инвестиционного климата. В рамках трехдневных семинаров обучения представители регионов смогли подробно ознакомиться с методологией Национального рейтинга, изучить лучшие практики по четырем ключевым направлениям, а также в составе своих региональных команд разработать и презентовать перед экспертной комиссией проекты дорожных карт по практическому использованию лучших практик. В ходе работы над "дорожными" картами многие региональные команды смогли выделить для себя те приоритеты, на которые они хотели бы опираться при дальнейшем развитии инвестиционного и делового климата в своем субъекте РФ.
- Сейчас рейтинг уже запущен?
- Да, проведение полномасштабного рейтинга началось, в регионах уже идут опросы, в частности в Сахалинской области на данный момент опрошено 35 процентов от необходимого по общим вопросам рейтинга. Мы приглашаем предпринимателей активно принять участие в опросах, таким образом, дав обратную связь по условиям ведения бизнеса в области.
- Ольга Сергеевна, что вы можете сказать о сложившейся экономической ситуации?
- В нынешних непростых экономических условиях малые и средние предприятия оказались в крайне тяжелом положении. На этом фоне первостепенной задачей становится создание региональных антикризисных штабов, в задачи которых должно входить: формирование и реализация региональной антикризисной стратегии, сохранение занятости, создание условий для опережающего роста на момент выхода экономики из кризиса. Также региональным командам стоит продолжить системную работу по улучшению инвестиционного климата в регионе, а также внедрение лучших региональных и муниципальных практик, в том числе по итогам апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. И мы, со стороны Агентства готовы оказывать содействие представителям власти в улучшении условий ведения бизнеса, путем тиражирования уже успешных практик работы с предпринимателями в других субъектах нашей большой страны.