Простым рыбакам на Сахалине больше ловить нечего – Анатолий Кобелев

Рыбная отрасль острова захвачена монополистами, популяции лосося угрожает гибель, считает участник "Союза рыбаков Сахалинской области"

Бизнес

15.02.2013

Простым рыбакам, представляющим малый и средний бизнес в отрасли, на Сахалине больше ловить нечего – и в буквальном, и в переносном смысле. Рыбная отрасль региона захвачена имеющими большой лоббистский потенциал компаниями-монополистами, чьи варварские методы лова ставят популяцию лосося под угрозу полного уничтожения. Такое мнение в беседе с корр. РИА SakhalinMedia высказал президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива, участник "Союза рыбаков Сахалинской области" Анатолий Кобелев.

- Самая главная проблема отрасли – это, я считаю, непонимание власти, куда мы все катимся. Я просто не понимаю - президент и премьер-министр страны говорят, что надо поддерживать и развивать малый бизнес, а у нас в области складывается впечатление,  что делается все наоборот. Долгожданная областная программа по развитию рыбной отрасли, я считаю, направлена на поддержку только крупного бизнеса. Малый бизнес там не просматривается, - комментирует ситуацию Кобелев.

По мнению рыбопромышленника,  такое отношение к простым рыбакам характеризует прежде всего наделение лимитами на вылов. В 2012 году, отмечает Кобелев, отрасль столкнулась с тем, что никто, кроме крупных предприятий, не ловил кету.

- Все делается для того, чтобы удовлетворить желания большого бизнеса. Это все делается областной комиссией по регулированию добычи анадромных видов рыб - для того, как может сложится впечатление, чтобы "задушить" малый бизнес. Отрасль монополизируют. А ведь в свое время все рыбодобывающие предприятия обязали развивать переработку. Малые предприятия построили цеха, заводы, вложили в переработку большие деньги, а сейчас их лишают, - считает Анатолий Кобелев.

Как предположил собеседник агентства, рыбную отрасль региона "перераспределили" в пользу предприятий сенатора от Сахалина Александра Верховского, а также рыбопромышленников Сливина и Сафронова.

- Преференции, как я вижу, даются только им. Я показывал представителям наших властей результаты работы ЗАО "Гидрострой", принадлежащего Верховскому. Нам ведь ранее говорили, что он - главный налогоплательщик в области, платит половину налогов во всей рыбной отрасли региона. Я как депутат Сахалинской областной думы получил документы – они есть сейчас в моем распоряжении - и сделал анализ. "Гидрострой" на килограмм выловленной рыбы заплатил 77 копеек налогов, а малые предприятия минимум платили по 2 рубля налогов за каждый килограмм выловленной рыбы. Так где эффективность работы у этих монополистов? Знаете, что сказали мне, когда я принес эту справку? Сказали – "а у него другие издержки", - сообщил президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива.

Простым рыбакам на Сахалине больше ловить нечего

Простым рыбакам на Сахалине больше ловить нечего. Автор фото: Источник из сети Интернет

По наблюдению собеседника агентства, на местном рынке невозможно найти рыбопродукцию, выловленную и произведенную крупными компаниями. Сахалинцев кормит малый бизнес, а  продукция "рыбных королей" уходит на экспорт, возможно, с использованием различных схем по уклонению от налогов.

- Какое может быть частно-государственное партнерство с этим предприятием, которое платит меньше всех налогов за килограмм рыбы? Поддерживать надо тех, кто платит больше налогов. Вот с ними должно осуществляться частно-государственное партнерство.  "Союз рыбаков Сахалина" сейчас готовит справку и собирает документы – сколько платят малые предприятия налогов за килограмм выловленной продукции, и сколько платят крупные предприятия налогов. Пусть президент и премьер-министр посмотрят на эффективность работы малого бизнеса, который на Сахалине сейчас душат, - рассказал Кобелев.

Участник "Союза рыбаков Сахалинской области" также подверг критике местных представителей отраслевой науки – за "непринципиальность и склонность к соглашательству".

- Рыбоучетные заграждения и промысловые участки на нерестовых реках – это фактически узаконенное браконьерство в промышленных масштабах. Это варварский способ добычи лосося. С таким подходом скоро сахалинский лосось может оказаться в "Красной Книге", просто-напросто исчезнет вся популяция. По этому поводу высказывалась даже прокуратура. В этом году на реке Найба поставили РУЗ и два предустьевых невода. Господин Сливин выловил там 2060 тонн кеты. Я вас уверяю, ни одна молодь кеты в следующем году не скатится вниз в море, потому что рыбе не дали там отнереститься, перекрыли всю реку, - подчеркнул Анатолий Кобелев.

Власть, считает рыбопромышленник, должна быть заинтересована в том, чтобы крупный бизнес, имеющий большой флот, занимался океаническим рыболовством. А прибрежным рыболовством должны заниматься малые предприятия. Малые предприятия раньше справлялись и всегда обеспечивали прибрежное рыболовство, отметил собеседник агентства.

- А почему мы сегодня в мировом океане ничего не ловим? Почему "Сахалинлизингфлот", принадлежащий Виктору Сливину, имеет в собственности 9 стеркодеров, а они – как я предполагаю -  не ловят, а где-то отстаиваются. А ведь эти стеркодеры, построенные за счет государства, как всем известно, работали на Сливина. Можно предположить, что он за счет работы на них купил себе новые пароходы, перевел на них лимиты и бросил стеркодеры. Почему дают преференции такому предпринимателю?  - задается вопросом Кобелев.

Крайне скептически относится собеседник агентства и к роли рыборазводных заводов в сохранении популяции лосося на Сахалине.

- Сегодня эти заводы преподносят, как спасителей популяции дикого лосося. Но это далеко не так. Естественные нерестилища способны восполнять и горбушу, и кету. А частные рыбоводные заводы – никто сегодня нам не сказал, что каждый из них нам дает? Какую пользу они приносят? Взять, например, частный рыбоводный завод в Долинском районе на реке Фирсовка. Он выпускает 10 млн молоди горбуши. Его самый максимальный возврат в реку – 5%. Это примерно 500 тонн, а владелец завода требует все, говорит - "это моя горбуша". Хотя не имеет на это никакого права. Если вернуться к равным правам и равному отношению к закону, то молодь, которая выращивается на заводе, а потом нагуливается в океане – это уже государственный ресурс. И этот ресурс надо делить на всех рыбаков. Мы не против заводов. Пожалуйста, стройте на западном побережье Сахалина, воспроизводите, но зачем вы лезете в продуктивные нерестовые реки? Дикая популяция сама там сохранится. Или взять реку Таранай в Анивском районе. На ней построили плотину, рыба не может пройти в верховье для нереста, это просто преступление. Притязания частных рыбоводных заводов превышены. Что касается государственных рыбоводных заводов – тут сам бог велел выращенную ими молодь ловить всем, - подытожил Анатолий Кобелев.