Действия сотрудников Банка Москвы, помешавших выполнить журналистское задание корреспонденту ИА SakhalinMedia, могут привести к прокурорской проверки. По мнению зам декана юридического факультета НЧОУ ВПО "ЮСИЭПиИ" Александра Неустроева, работниками банка могли быть нарушены права журналиста, сообщает ИА SakhalinMedia.
В рамках информирования населения Южно-Сахалинска о реальном курсе валют, журналисту ИА SakhalinMedia было поручено сфотографировать табло покупки-продажи иностранной валюты банков, работающих в городе. Данная информация является открытой, а некоторые отделения банка считают своим долгом вывесить табло на улицу.
Однако, лишь в Южно-Сахалинском отделении "Банка Москвы", сотрудники воспрепятствовали работе журналиста. Они прикрывали табло листами бумаг, затем начали открыто препятствовать фотосъемке, хватая руками объектив фотоаппарата. А затем и световое табло с курсом валют погасло.
Юридическую оценку действиям сотрудников банка дал зам. декана юридического факультета НЧОУ ВПО "ЮСИЭПиИ", юрист Александр Неустроев.
- По моему мнению, по данному факту работниками банка могли быть нарушены права журналиста. Если отдельными федеральными законами и подзаконными актами на фото и видеосъемку объектов не наложено специальное ограничение, то запретить пользоваться фотоаппаратом никто не в праве! Если редакция обратится с жалобой, то проверкой законности действий работников Банка Москвы может заняться прокуратура.
Информация о курсе валют является общедоступной, и не относится к информации ограниченного доступа или вторжением в жизнь частного лица.
Снимать можно почти все, что может попасть объектив. "Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в седьмой статье, которого дано определение "общедоступной информации": к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.
В статье 209 Гражданского кодекса РФ "Содержание права собственности" не сказано об ограничении прав доступа к информации об объекте, находящемся в собственности. Еще и ограничение “…не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц…”. Таким образом, съемка в помещении банка не препятствовала осуществлению прав собственника.
Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съемки гражданам – "Самоуправство". Если оно не причинило существенного вреда, то это – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен – то уже преступление (ст. 330 УК). Однако права журналиста защищает также и статья 144 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной деятельности журналиста.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Работники Банка Москвы помешали сотруднику SakhalinMedia выполнить журналистское задание