Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали будут реконструированы: Кремль решил потратить на них 562 млрд руб. БАМ, возможно, дотянут до Сахалина, потом проложат до Кореи и Китая. Российские власти мечтают увеличить поток транзитных грузов из Азии в Европу по территории России, но окупаемость этих строек вызывает большие сомнения, сообщает "Газета.ру".
На совещании с членами правительства в Ново-Огарево президент Владимир Путин предложил актуализировать схему развития Транссиба и БАМа. Обе магистрали будут расширены, модернизированы, продлены.
"За последние пять лет только в направлении дальневосточных портов России объем грузовых железнодорожных перевозок вырос на 55%, составив около 110 млн тонн в год, — это рекордные показатели для этого участка", — сообщил Путин, добавив, что даже в советское время здесь не перевозилось такого объема грузов. "Перевозки выросли в 10 раз", — поддержал Путина президент РЖД Владимир Якунин.
На прилегающих к БАМу территориях находятся месторождения, в которых содержится четверть российских запасов свинца и меди, ванадия, половина запасов цинка. Здесь расположены крупнейшие месторождения углеводородного сырья — Ковыктинское, Верхнечонское.
Но рост грузопотока привел к тому, что нагрузка на железнодорожную сеть возросла до предела, на трассе появились узкие места, что негативно отражается на деловой активности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, ограничивает транзитные возможности этих регионов.
Реконструкцию магистралей планируется завершить к 2018 году, рассказал глава Минтранса Максим Соколов. Под этот проект будет привлечено 562 млрд рублей. Из них 300 млрд рублей — это инвестпрограмма государственной РЖД, а 260 млрд рублей поступят напрямую из бюджета, в том числе 110 млрд рублей прямых инвестиций и 150 млрд рублей через Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Реализация проекта начнется уже со следующего года. "У РЖД уже подготовлена документация по этому проекту на 25 млрд рублей", — уточнил Соколов.
Реконструкцией БАМа и Транссиба дело может не ограничиться.
Ранее министр по развитию Сибири и Дальнего Востока Виктор Ишаев заявил, что нужен БАМ-2. В связи с этим необходимо построить железнодорожную линию Селихин (Хабаровский край) – Ныш (Сахалинская область) с переходом через пролив Невельского, затем железнодорожную ветку направить в Корею и Китай. Это позволит перенаправить поток транзитных грузов из Азии в Европу через российскую железную дорогу вместо морского пути вокруг Африки.