Переход на однолетнее бюджетное планирование, с чем связаны корректировки городского бюджета этого года и как изменилась структура главного финансового документа Южно-Сахалинска — депутаты Городской Думы рассказали корр. ИА SakhalinMedia об особенностях и итогах работы постоянного комитета по экономике и бюджету в 2015 году.
— В функции нашего комитета, в первую очередь, входит принятие решений по бюджету, — рассказал председатель постоянного комитета по экономике и бюджету Городской Думы Алексей Латыпов. — В силу того, что бюджет – достаточно гибкий документ, в него практически на каждой сессии вносятся поправки. Освоение либо неосвоение средств в рамках каких-то статей приводит к постоянному перераспределению денег. Периодически в течение года мы также получаем дотации и субсидии из областного бюджета. Как, например, в этом году – в связи с ростом расходов на школьное питание. Если вначале в бюджет на эти цели была заложена одна сумма, то в связи с решением областного правительства увеличить расходы на питание детей нам передали дополнительные средства. За счет этого с нового учебного года в два раза была увеличена сумма на рацион каждого учащегося, соответственно, возникла необходимость уточнить бюджет, что комитет и сделал.
И таких случаев много, отмечает Алексей Латыпов. Корректировка бюджета — это рабочий и, можно сказать, стабильный процесс. И как его итог или начало – в конце каждого года принятие нового бюджета.
Бюджет Южно-Сахалинска на следующий год пока находится в стадии формирования. Это связано с тем, что еще не готов проект главного финансового документа области на 2016 год – он будет внесен в областную Думу в конце ноября.
— Таким образом, пока неясно, какие средства получат на будущий год муниципалитеты из областной казны, — подчеркнул заместитель председателя комитета Роман Альперович.
2015 год в работе комитета по экономике, по словам Романа Альперовича, характеризуют несколько моментов. Главное — переход на однолетнюю программу бюджета, причем на всех уровнях – от федерального до муниципального. Это связано с кризисными явлениями в экономике. Раньше, напомним, бюджет утверждался на один год и на плановый период последующих двух лет.
— Очень тяжело в условиях нестабильных цен на энергоресурсы и волатильности курса валют прогнозировать показатели на трехлетний период.
Еще одна особенность – в этом году город собирает больше средств, чем планировалось.
— Как правило, работа депутатов с бюджетом в основном ведется в "зоне расхода" — на какие цели потратить средства и как их перераспределить, — говорит депутат Владимир Сидоренко. – Думаю, что нам нужно уделять больше внимания доходной части.
— Бюджет Южно-Сахалинска всегда состоял из двух частей, — продолжает Роман Альперович. — Первая — собственные доходы городского округа, вторая часть – субсидии, которые область выделяла на различные программы. В текущем году соотношение было приблизительно следующим – около 8 млрд рублей составила собственная доходная часть бюджета и около 16 млрд рублей выделялось за счет различных областных субсидий по различным программам. Как видно, областная часть вдвое превышает то, что город сам собирает. Собственная доходная часть – это то, что город собирает за счет налогов, которые остаются в муниципалитете. В первую очередь, это налог на доходы физических лиц, налоги, связанные с упрощенной системой налогообложения предпринимателей, земельные налоги. Особенность этого года – город собирает больше денег, чем прогнозировалось. В абсолютных цифрах – более 200 млн рублей. Это хороший показатель – город стал собирать больше налогов, чем планировалось.
Соответственно, почти все корректировки в бюджет, которые принимались в этом году, были в сторону увеличения. Например, сравнению с 2014 годом объем средств, выделяемых на благоустройство возрос в два раза. В 2015 году на ремонт дворов были направлены почти 400 млн рублей. Напомним, что программа ремонта дворов утверждена городской администрацией и размещена на всех информационных ресурсах. Контроль за расходованием средств сегодня очень прозрачен и понятен простому жителю – он может зайти на сайт и увидеть, на какой год запланирован ремонт его двора и следить за ходом исполнения. Если двор не был отремонтирован по какой-то причине, у каждого есть право обратиться с вопросом к своему депутату.
Депутат Городской Думы Южно-Сахалинска
Автор фото: Сайт Гордумы
- В связи с переходом на однолетнее планирование никаких изменений в программу благоустройства не вносилось. Социальная направленность остается приоритетной. Большой объем средств вкладывается в развитие инфраструктуры Южно-Сахалинска, реконструкцию сетей. Уверен, что если такой подход сохранится, то к 2020 году мы сможем решить проблемы, которые образовались в инфраструктуре города за несколько десятилетий.
Депутат Владимир Сидоренко, в свою очередь, считает, что отказ от трехлетнего планирования бюджета все же содержит определенные риски.
Заместитель председателя Правительства Сахалинской области
Автор фото: Сайт правительства Сахалинской области
- Годовое планирование в понимании менеджмента – это текущее планирование, даже не оперативное, которое рассчитано на два-три года, и не стратегическое, которое делается на десять лет. Не бывает однолетних программ. Понятно, что и в структуре трех- и пятилетней программы можно выделить год и его отрабатывать, но получается, что сегодня нельзя заключить трехлетнего контракта. Или он будет несколько рамочный.
Важность именно трехлетних контрактов можно проиллюстрировать примером с покупкой труб для коммунальной компании.
— Все очень просто – в январе оплатили, в мае трубы пришли, если оплатить в мае – трубы придут в августе. А они нам когда нужны? Это к вопросу о том, почему мы в сентябре начинаем прокладывать трубы… Но как иначе, если компания получит бюджетные деньги на эти трубы только в мае? – говорит Владимир Сидоренко. Поэтому, подчеркивает депутат, так важна работа над бюджетом еще на стадии его формирования. — Структура бюджета, который мы утвердили в декабре 2014 года на нынешний год, конечно, меняется, но база осталась. Самые важные решения, в том числе по дворам и дорогам, были приняты еще в прошлом году.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"От Устава Южно-Сахалинска до почетных грамот" – депутаты о работе комитета по регламенту
Заседания двух постоянных комитетов прошли в Южно-Сахалинской Гордуме
депутат городского Собрания г. Южно-Сахалинска
Автор фото: пресс-центр городского Собрания
- Не могу сказать, что в этом году мы принимали какие-то революционные решения. Были, конечно, заметные моменты, связанные с уменьшением налога для тех, кто занимался программой "Доступная рыба" - им снижали коэффициент налоговой нагрузки. Кроме этого, для молодых семей и семей с двумя и более детьми применялись понижающие коэффициенты по налогам на имущество после приобретения квартиры. По муниципальному имуществу в этом году серьезных процессов не происходило. Учитывая то, что мы за последние несколько лет основной объем имущества в рамках торгов приватизировали, этот год и последующие вряд ли принесут в казну большие доходы. Оставшиеся объекты, в основном, необходимы для обеспечения деятельности муниципалитета, либо не очень доходные, требующие инвестиций. Учитывая экономическую ситуацию в целом, стоимость недвижимости не столь привлекательна, как несколько лет назад, когда был бум покупательской способности, в том числе на недвижимость.