Сахалинские рыбоводы возмущены принятием подзаконных актов, касающихся их деятельности. Как заявляет помощник председателя КПРФ Геннадия Зюганова в Сахалинской области Евгений Плотников, закон не учитывает специфику предприятий марикультуры, сообщает ИА SakhalinMedia.
Проект постановления правительства России "Об утверждении Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" поступил в ведомства Сахалинской области из федерального министерства сельского хозяйства. Заметим, что это один из 27 подзаконных актов, необходимых для того, чтобы началась реализация принятого ранее закона РФ "Об аквакультуре (рыбоводстве)…".
Стоит напомнить, что для Сахалинской области это один из важнейших законов, прямо затрагивающих интересы десятков тысяч ее жителей. Последние более чем два десятка лет рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока России, а особенно островной области, лихорадит от продолжающихся "реформ". Например, с чего начались серьезные проблемы у сахалинских рыбоводных предприятий? Совсем недавно, еще в 2009 году они лишились государственных контрактов по воспроизводству лосося. Но правительство России объяснило это отсутствием закона об аквакультуре. В соответствие с разрабатывавшимся на тот момент законом рыбоводные предприятия должны были получить в пользование те водные объекты, на которых они организовали производство и ведут деятельность. Причем, без проведения каких-либо конкурсных процедур.
Долгожданный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", приняли наконец-то в июле 2013 года и он начал действовать только с января 2014 года. Написанный в Москве, он поверг в отчаяние островных рыбоводов. В нем совершенно не учитывалась специфика Сахалинской области, ничего не говорилось о рыбоводных государственных и частных заводах, о предоставлении в пользование рек, на которых они расположены, а также о промысловом возврате. Единственное, что предполагал этот сырой, как море, закон – наличие множества подзаконных актов, регламентирующих работу государственных и частных рыбоводных заводов.
Затем 15 мая текущего года правительство России принимает еще одно постановление № 450 "Об утверждении правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком". Этот документ также не учитывает особенностей Сахалинской области, где уже работает 38 государственных и частных лососевых рыбоводных заводов или более 90% всех ЛРЗ на Дальнем Востоке России. То есть никакие преференции со стороны государства рыбоводам теперь не гарантируются, и теперь рыбоводные участки, на которых они построили заводы, могут быть выставлены на торги Росрыболовством или его территориальным управлением, то есть Сахалино-Курильским территориальным управлением ФАР. Местные власти фактически отстранены от этого процесса.
Теперь еще для ознакомления представлен проект постановления правительства "Об утверждении Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками". Фактически, предлагаемый проект невольно блокирует работу рыбоводов в морской акватории Сахалинской области. Практически вся акватория представлена рыбопромысловыми участками. До сих пор эти участки используются в основном для постановки ставных неводов, обеспечивающих промысел лосося.
Больше ничем по российским законам в акватории заниматься нельзя. Таким образом, огромные морские пространства, на территории которых только три месяца в году стоят ставные невода, не задействованы для выращивания сопутствующих биоресурсов.
В проекте постановления правительства России это "запрещается" дважды: "… не допускается полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы рыбопромыслового участка" и "не допускается нахождение рыбоводного участка в пределах границ рыбопромыслового участка". В чьих интересах создаются документы, которые напрямую затрагивают интересы сахалинцев и курильчан? Неужели в Сахалинской области вновь настает время передела собственности?
Помощник председателя КПРФ Геннадия Зюганова в Сахалинской области Евгений Плотников долгое время работал на Кунашире и хорошо знает проблемы отрасли.
- Чтобы предприятия аквакультуры развивались у нас в Сахалинской области, необходимы грамотные и взвешенные нормативно-правовые решения, которые позволят эффективно использовать рыбопромысловые участки, предназначенные для промышленного или прибрежного рыболовства. Если таких условий создано не будет, то мы никогда не добьемся развития этого сегмента экономики.
Закон "Об аквакультуре" не позволяет выстраивать ясные и четкие правовые отношения производителя с государством.
Когда в Москве писали этот закон, то забыли, что у России есть Дальний Восток. Закон не учитывает специфику предприятий марикультуры.
Коммунисты Сахалина и Курил, как и наши однопартийцы в Государственной думе России, всегда резко высказывались против такого подхода. Иначе, как добиванием отрасли это не назвать. После перестройки у нас на островах развалили Базы океанического рыболовства, практически уничтожили все заводы. Вспомните, какой рыбо- и морепродукцией мы обеспечивали не только республики Советского Союза, но и западные страны. Только начали развиваться вновь, строить заводы по современным технологиям, так тут же опять начинают менять правила.
Вновь принимаются законы и постановления, которые позволят столичным и иным олигархам заниматься рейдерскими захватами на "законной основе" рыбоводных предприятий, в создание и развитие которых вложена уйма времени и потрачено много средств.