Своих кресел могут лишиться муниципальные депутаты и мэры сахалинских городов после вступления в силу изменений законодательства, предполагающих реформу местного самоуправления. Торпедирование принятия проекта – на весенней сессии Госдумы РФ – позволит уже в июне 2014 года обеспечить прекращение полномочий глав городов, причем вне зависимости от того, сколько мэр пробыл в должности. Эксперты уверены, что теперь региональная власть сосредоточится в руках губернатора, а представители элиты начнут борьбу за его доверие, чтобы их протеже сохранили свои места или получили "лицензию" на освободившееся кресло, сообщает ИА SakhalinMedia.
Напомним, что поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" были внесены в Госдуму группой депутатов 11 марта.Согласно проекту, главы городов, имеющих районное деление, внутригородских районов и муниципальных районов будут избираться из состава депутатов и возглавлять местные парламенты, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Парламенты городов с районным делением будут формироваться из депутатов, делегированных районами.
Наблюдатели уже отметили, что принятие нового законопроекта на федеральном уровне торпедируют - в ряде регионов проект реформы даже не обсуждали, но его уже поспешили внести на рассмотрение в ГД РФ. Электоральный юрист, член правления Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров считает, что новый законопроект будет принят в весеннюю сессию Госдумы. Более того, его постараются принять до середины июня, когда по закону должны назначаться муниципальные выборы.
- Закон предусматривает следующий механизм: районы в городах вводятся законом субъекта РФ. Никаких критериев для этого не предусмотрено, районное деление можно ввести в любом городе и в любой момент. При этом нынешние районы ничего не значат, потому что новые районы - это новые муниципальные образования.
Со дня вступления в силу закона субъекта РФ "О введении районного деления в муниципалитете" в этом городе автоматически прекращаются полномочия главы города и городской Думы. При этом никакого ограничения по прекращению полномочий недавно избранных мэров нет. Этот механизм запускается региональным парламентом, то есть фактически, находится в руках губернатора, - говорит Олег Захаров.
По мнению Захарова, муниципальная реформа нанесет по политтехнологическому сообществу, а с другой стороны, приведет к дестабилизации политической ситуации в регионе.
- Если опустить шаблонные ритуальные причитания о конце демократии, то следует сказать о трех крупных последствиях этой реформы. Во-первых, специалисты по выборам полностью рассядутся по регионам. Потому что с таким количеством мелких выборов пропустить один сезон в насиженном месте - значит, потерять их навсегда.
Во-вторых,
ювелирная работа юристов и технологов будет никому не нужна кроме как на губернаторских выборах и на выборах в Госдуму, которые проходят раз в пять лет.
В связи с этим будет резкий наплыв непрофессионалов, потом резкое "вымирание" всех, у кого нет прикормленной территории. Крутые юристы и модные технологи, маститые и глобальные - вымрут как динозавры. Если говорить образно, то останутся лишь хомячки, которым, чтобы выжить, надо мало есть.
И, наконец, самый важный и глобальный вопрос: что делать региональной элите, у которой отобрали последние остатки независимости? Кроме радости за мудрое руководство партии и правительства, им остается только отчаянная борьба. Идея ее очень проста: если кроме губернатора в регионе нет другой самостоятельной политической фигуры, надо поставить своего губернатора. Региональные элиты будут сплачиваться, как никогда, и выходить на выборы командами, - считает Олег Захаров.
В то же время, если говорить о региональной элите Сахалина, то, она, как отмечают наблюдатели, уживалась практически с каждым губернатором. Да и специфика региона такова, что местному политбомонду проще не идти на конфликт с губернатором (за исключением отдельных островных олигархов), а искать доступ "к телу".
- Региональная элита и чиновники будут во всем подстраиваться под губернатора и бить челом перед ним, так как вся основная власть сосредоточиться в его руках. В противном случае можно будет убирать с мест неугодных должностных лиц, - говорит профессор СахГУ, доктор социологических наук Александр Коньков.
Впрочем, по словам эксперта, нынешний проект реформы требует серьезной доработки, поскольку, хоть муниципальная власть и станет управляемой, но вся ответственность за ее промахи, а также политические кризисы, которые, как показывает российская практика, порождаются системой сити-менеджмента, ляжет на плечи губернатора.
– Я, если честно, не знаю пока, насколько это реально для наших условий, насколько доработан проект. Сама идея-то совсем не новая. Ее смысл понятен: сделать мэров более управляемыми и выставить эту вертикаль на уровень муниципалитетов. Но все же я не вижу четкого вектора здесь. Но можно уже сейчас говорить о том, что любые "провалы" мэров будут проецироваться на действующую власть. Если говорить более простым языком, то вся линия ответственности будет выглядеть следующим образом: мэр – губернатор – президент. Даже если удастся лучше контролировать людей, сидящих на местах, то это не изменит общей ситуации в экономике, которая вступает в тяжелые времена. Рабочих мест будет становиться все меньше, зарплату не прекратят задерживать… Социальный протест так или иначе начнет усиливаться. И все "шишки" будут лететь на губернатора. Если он не ответит, то обращения от народа пойдут прямо к президенту. И это не очень хорошо. Не может один или несколько человек контролировать всю деятельность и отвечать за ошибки других людей, – объясняет Александр Коньков.
Гораздо проще, по словам профессора, оставить прямые выборы глав. Во-первых, таким образом, у населения не исчезнет ощущения соучастия в принятии решений, а, во-вторых, за любой негатив в муниципалитете ответственность с себя региональная власть снимает, апеллируя к избирателю: "Вот видите, как он развалил город за это время? В следующий раз будете знать, за кого голосовать!".
В нынешнем варианте под действие муниципальной реформы попадет только одно образование – Углегорский муниципальный район, который возглавляет Александр Фомин.
В других муниципальных образованиях, в первую очередь, в крупных городах – Южно-Сахалинске, Невельске, Корсакове, Холмске – нет внутригородского деления, поэтому, возможно, выборы глав и депутатов до поры сохранятся. До поры потому, что губернатор в любой момент, к примеру, в случае категорического неповиновения со стороны мэра, сможет инициировать через областной парламент изменение административного деления города, и, как следствие изменение порядка формирования представительного органа, а, соответственно, и "ликвидацию" неугодного главы.
Правда, источники в правительстве Сахалинской области отмечают, что такого желания у региональных властей пока нет.
"Нынешняя власть склонна сохранить прямые выборы по разным причинам. Одна из них заключается в том, что институт сити-менеджеров в России доказал свою несостоятельность – это кривая система, которая приводит только к конфликтам, а нам это ни к чему", - сказал собеседник агентства.
Очевидно, одной жертвы на первое время будет достаточно.