Доля россиян, относящих себя к среднему классу, за прошедшие 25 лет, заметно выросла. Такие данные были получены из опроса ВЦИОМа. При этом главные жизненные ценности граждан за четверть века существенно не изменились, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на газету "Известия".
На первом месте у жителей России остаются такие качества, как воля, амбиции, доброта и порядочность. Именно они помогают добиться более высокого положения в обществе. Так считают 25% респондентов. 24% граждан необходимым условием для достижения высокого социального статуса видят деньги, 20% — ценят в этом вопросе знакомства и связи, 18% — надеются на образование и опыт.
К среднему классу себя относят 59% россиян. Этот показатель несильно вырос по сравнению с 1991 годом, тогда он составлял 49%. При этом российские граждане стали охотнее комментировать свое материальное положение: если в 1991 году респондентов, которые затруднялись ответить на вопрос о достатке, было 11%, то к 2016 году их число снизилось до 2%.
А вот приоритеты россиян, которые напрямую затрагивают моральные и ценностные аспекты, практически не изменились. Как и 25 лет назад, две трети наших сограждан не готовы приносить общение с близкими и свое здоровье в жертву высокому материальному положению (64% — в 1991 году, 66% — в 2016-м). Ненамного выросла доля тех, кто готов обеспечивать семью любой ценой — даже в ущерб человеческим отношениям и самочувствию (20% — в 2016 году, 16% — в 1991-м). 9% респондентов и вовсе уверены, что обойтись можно скромным набором вещей и к богатству стремиться не следует (в 1991 году таких было 11%).
На вопрос, куда вложить деньги, россияне отвечали по-разному. Так, крупный выигрыш в лотерею (например, 1 млн рублей) 38% респондентов потратили бы на покупку жилья. 9% граждан купили бы акции или открыли свое дело. Такой вид вложений особенно популярен у молодых людей (от 18 до 24 лет). 8% занялись бы здоровьем, потратив эти деньги на занятия спортом, столько же — положили бы в банк под проценты.
Председатель правления ВЦИОМа Константин Абрамов считает, что на жизненные установки россиян влияют многие факторы. И сегодня люди четко осознают, на каком статусном уровне находятся. Эксперт подчеркнул, что число тех, кто относит себя к среднему классу, могло бы быть значительно выше, если бы не кризис последних двух лет.
— Мнения россиян изменились под влиянием внешнеполитических и социально-экономических факторов. Неизменными остались приоритеты — семья и отношения с людьми, комфортность и душевное спокойствие для большинства важнее материального достатка, — отметил Константин Абрамов. — Люди считают, что личный успех не гарантирует попадания в высшие слои общества, при этом высокое социальное положение может быть обеспечено и рядом независящих напрямую от человека обстоятельств.
Данные по опросу. Фото: Газета "Известия"