Эти старорусские загадки заставят попотеть даже ваших прабабушек. Рискнете? - ТЕСТ
19 апреля, 22:00
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 19 апреля
19 апреля, 20:00
На ночь глядя: ответ Израиля на атаку Ирана и больничные для самозанятых в России
19 апреля, 19:30
Юную дальневосточницу рекомендовали к поступлению в ГИТИС по итогам образовательного проекта МТС
19 апреля, 18:35
Сахалинские депутаты обсудили обустройство городов и сел
19 апреля, 18:08
Жителя Томаринского района задержали за кражу мопеда
19 апреля, 18:06
На улице Тихоокеанской в Южно-Сахалинске с 22 апреля частично ограничат движение
19 апреля, 17:56
Предприимчивая сахалинка прописала у себя 13 мигрантов
19 апреля, 17:52
Около 7 тысяч южносахалинцев приняли участие в очередных апрельских "Чистых пятницах"
19 апреля, 17:47
В Углегорске начались подготовительные работы к благоустройству сквера на месте пустыря
19 апреля, 17:37
В Тымовске два брата подозреваются в убийстве знакомого
19 апреля, 17:22
Юных сахалинских ватерполистов будет тренировать многократный чемпион Европы
19 апреля, 17:10
Все еще дожди — прогноз погоды на Сахалине и Курилах 20 апреля
19 апреля, 17:00
В Хабаровском крае ожидается подъем Амура до неблагоприятных отметок
19 апреля, 16:55
В Южно-Сахалинске 7 мигрантов с гражданством России поставили на воинский учет
19 апреля, 16:50
Корсаковский порт перейдет в собственность бизнесмена Сергея Шишкарева 19 апреля, 11:20
Банк "Открытие": "китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто 18 апреля, 15:35
В Нидерландах закрывают сахалинскую "дочку" "Газпрома" 18 апреля, 12:16
"Эксперт РА" подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA 18 апреля, 12:10
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
Подросток с Сахалина вынес из квартиры спящего друга технику на 34 тысячи рублей 17 апреля, 15:43
Япония назвала южные Курилы незаконно оккупированной РФ территорией 17 апреля, 10:48
В Южно-Сахалинске начали подготовку к конкурсу по отбору кандидатур на должность мэра 16 апреля, 14:05
Япония хочет сохранить долю в "Сахалин-1" и "Сахалин-2" 16 апреля, 13:40
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
"Крабовый передел": сахалинские рыболовные компании перешли в собственность РФ 15 апреля, 11:42
Крыша частного дома вспыхнула в Томаринском районе 15 апреля, 10:46
Росатом поставит Сахалин "на весла", разнос чиновников в Охе и отчет омбудсмена 14 апреля, 10:30
Российско-японский банк из Владивостока покупает банк на Камчатке 12 апреля, 11:10
Банк "Открытие": в первом полугодии продажи на авторынке могут превысить 700 тысяч машин 11 апреля, 10:29

Министр инвестиций и внешних связей Иван Благодырь: Переход на материк реален

По мнению главы ведомства, на Сахалине уже есть много приоритетных инвестиционных проектов
25 февраля 2015, 14:00 Общество Мост на Сахалин
Иван Благодырь Александр Самойлович, ИА SakhalinMedia
Иван Благодырь
Фото: Александр Самойлович, ИА SakhalinMedia

Совсем недавно в правительстве Сахалинской области произошли кадровые перемены. Главой министерства инвестиций и внешних связей был назначен советник руководителя группы "Интер РАО" Иван Благодырь. Ранее ведомство возглавляла Екатерина Котова. Ожидается, что с новым руководителем инвестиционный процесс в области станет более динамичным. Иван Благодырь рассказал о тех "плюсах" и "минусах", которые он видит на Сахалине, в беседе с корр. ИА SakhalinMedia.

– Поделитесь вашим впечатлением от Сахалина?

– В университете я занимался горным туризмом. Мой первый горный начальник, с которым мы сейчас дружим, рассказал мне одну такую вещь под названием "Люби и изучай родной край". Где бы ты ни жил, надо любить ту территорию, на которой находишься. Этому правилу я придерживаюсь и в Сибири, и в Москве. Так как я люблю природу, Сахалин – это как раз очень подходящее для меня место, учитывая, что здесь климатические зоны меняются от вечной мерзлоты до южного теплого моря. Здесь всегда интересно.

– Вы довольны своей командой? Как собираетесь выстраивать с ней работу?

– Я считаю, что у меня все кадры достаточно квалифицированные, понимающие толк в работе, справляющиеся со своими обязанностями. Однако губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин ставит сейчас более амбициозные задачи, а это уже совсем ведь другой вопрос. Сегодня министерство является инструментом для организации крупных инвестиционных проектов. Цель: сделать так, чтобы министерство отвечало за развитие субъекта – региона в целом.

Что еще хочется отметить, я никогда не ходил и не говорил: все встали и ушли, потому что я привез с собой своих людей. Я понимаю, что всегда нужно учитывать специфику регионов. В первую очередь в любом деле надо сначала разбираться в сути, выявлять сильные и слабые места. Если уж и переманивать из других субъектов федерации, то это должны быть те профессионалы, которых здесь просто нет.

Например, я считаю, что здесь достаточно мало инвестиционщиков. Они есть, но уже "разобраны" крупными компаниями. В связи с этим менеджеров инвестиционного плана мы будем приглашать нездешних. Кого-то позовем уже вместе с проектами.

В целом могу сказать, что сейчас команда есть, и она меня вполне устраивает.

– Кстати, о проектах. Какие направления сейчас уже есть?

– У нас есть достаточно сильные стороны: развиваются нефтянка, газодобыча, добыча угля. Сырьевая экономика, ориентированная на экспорт, является драйвером роста. Со всем этим развивается и область.

Тут важно отметить, что с развитием сырьевой экономики, безусловно, возникает и сопутствующая инфраструктура, сервисные предприятия. Это ведь тоже инвестиции.

Отметим и второй момент. Нельзя забывать, что Сахалинская область находится в близости со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Мы находимся на острове, и это надо учитывать. Например, сразу встает транспортный вопрос. У нас есть порты незамерзающие – это, конечно, плюс. Однако транспортная оторванность – это минус. Безусловно, сейчас будет активно обсуждаться и приниматься решение по строительству перехода остров-материк. В этом случае мы станем транзитной территорией. Отсюда вытекают и все изменения в структуре экономики. Однако сказать о том, что это влияние на структуру инвестирования окажется в ближайший год или два, нельзя.

Еще один минус заключается в том, что наши энергетические тарифы больше материковских. Здесь я говорю о Хабаровском и Приморском крае.

Также стоит подумать и об уровне жизни. Здесь он выше. Здесь и зарплаты выше, чем на материке. Выходит, что нанимать на работу сахалинца намного дороже.

Сейчас надо думать о том, что производить. Здесь в первую очередь надо учитывать, что потребляют люди на территории области. В связи с этим активно развивается сельское хозяйство.

А вот вопрос, например, по рыбопереработке очень сложен, ведь есть уже сложившиеся хозяйственные связи. Эта отрасль уже структурирована так, а не иначе. Здесь я не готов заявлять о том, что есть какие-то существенные предложения. Нельзя в экономике ничего решать командно-административными методами. В любом вопросе надо смотреть: почему так произошло, что можно предложить взамен. Должны выстраиваться достаточно четкие механизмы.

– Вы считаете идею строительства перехода остров-материк реальной?

– Да, я считаю, что это реально. Отмечу, что, работая в минвостокразвития, я относился скептически к этой затее. Сейчас я называю этот объект переходом, ведь еще неизвестно, что это в действительности будет: мост или тоннель для эффективности. Этот объект присутствовал в госпрограмме до 2025 года. Его ставили на реализацию только в 2024 году, потому что он достаточно дорогостоящий. В связи с этим и отодвигали. В современных документах он до сих пор существует, потому что никто программу не менял. Сейчас в мире совершенно другая экономическая ситуация.

Кстати, наши предки тоже положительно относились к проекту перехода: и Сталин, и до него. Значит, геополитически переход нужен. Второе, он нужен и в экономическом плане – не только для Сахалина и даже не для Дальнего Востока. Этот проект сам по себе меняет полностью грузовые потоки России, а может быть и в мире. Это транзит "Азия – Европа". По масштабу сопоставимо с развитием северного морского пути.

– Не так давно состоялся визит полпреда президента Юрия Трутнева. Он сказал, что как только получит от Сахалина стоящие и сильные проекты, сразу поддержит их. Пока же, по его словам, таких проектов просто нет. После этого разговора через некоторое время происходит смена министра инвестиций и внешних связей Сахалинской области Екатерины Котовой на вас. Это как-то связано?

– Нет, не совсем. Честно говоря, Александр Хорошавин приглашал меня поработать над этим вопросом еще с мая. Мы с ним вели диалог по этому поводу.Наверное, этот вопрос можно задать Александру Вадимовичу.

– Сейчас есть приоритетные инвестиционные проекты?

– Они сложились еще в прошлом году. Сейчас по проекту деревообработки есть некоторая озабоченность – надо с этим разбираться.

Есть проект по развитию свинокомплекса в Таранае. Также развиваем красногорское хозяйство. Там тоже достаточно хороший проект. Я считаю, что он удачно сложился. Там все нормально управляется, поэтому его надо развивать и тиражировать.

Мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на то, что у нас свои проекты имеют отраслевые министерства, но есть крупные приоритетные работы – их сопровождает наше министерство. Мы – это своеобразный инструмент. Мы – это не то, что характеризует в целом инвестиционную деятельность в области. Наша задача – найти те проекты, которые актуальны для Сахалинской области и способны привлечь инвесторов.

– У нас есть такая форма реализации инвестиционных проектов – территории опережающего развития (ТОРы). Помимо них мы можем как-то реализовывать проекты? Как стало известно, губернатор Александр Хорошавин недоволен такой новой формой работы.

– Недовольства не может быть. Просто ни у кого нет опыта работы в ТОРах. Мы пока не видим ни одного проекта, реализованного в такой форме – нигде в стране. На заседании подкомиссии рассматривалось три возможных ТОРа – наиболее готовые. Они прошли определенный отбор, там ведь есть свои критерии. Но нужно заметить, что это только первоначальный этап. В ТОРы входят только самые продвинутые проекты. Обязательно должна быть проектно-сметная документация. Однако существуют технические требования для документов, которые подаются для создания ТОРов. У нас на тот момент их не было, но это не значит, что к концу 2015 года мы ничего не подадим.

– Население в социальных сетях выражает свою боязнь ТОРов. Люди считают, что иностранная рабочая сила сможет беспрепятственно прийти на нашу территорию. Все боятся, что китайцы начнут переселятся к нам. Скажите, этот процесс каким-то образом будет контролироваться?

– Это будет контролировать минвостокразвития. Я ведь уже сказал, что пока не видел проекта, реализованного в новой форме. Теоретически, конечно, существует множество опасений. Однако, когда закон принимался, все это обсуждалось на многих площадках: в Госдуме, в Совете Федерации, на площадке минвостокразвития, на тематических конференциях. Все аспекты просматривались.

На сегодняшний день по внедрению ТОРов наша страна находится на самом начальном уровне. Я уже ранее говорил, что рассмотрено три ТОРа на подкомиссии. Дальше они должны быть рассмотрены и утверждены комиссией. Потом по каждой территории опережающего развития выпускается постановление правительства. И только после всего этого ТОРы начинают действовать. Вот тогда-то и возникнут те вопросы, о которых вы говорите, и многие другие. Я думаю, что там не только о рабочей силе надо будет думать, но и об управлении, о взаимодействии с субъектами и прочее. Вопросов будет очень много. Их сейчас невозможно прописать. По мере возникновения будем решать.

– Если говорить о кризисе – об импортозамещении, то здесь какие есть перспективы? Губернатор сообщил, что теперь от нас будет идти больше рыбы на российский рынок.

– Экономика – это такая вещь, где если есть возможность зайти в какую-то нишу, то в эту нишу заходят. Если на сегодняшний день наш народ привык есть рыбу, и достаточно качественную, значит, есть спрос. Раз он есть, значит, появится и предложение.

Что касается импортозамещения, я скажу так: этот вопрос не возник внезапно. Он был всегда, но в связи с санкциями стал намного острее. Россия – самодостаточная страна. У нас есть большая ресурсная база, большой научный потенциал, достаточный человеческий потенциал. Дальше вопрос в том, чтобы это все развивалось не только там, где углеводороды, но и в других отраслях, касающихся производства в целом.

– Какие-то решения были пересмотрены?

– У нас все и без того шло на импортозамещение. Проект свиноводческого комплекса в Таранае – импортозамещение? Да, импортозамещение. Этот проект был придуман еще до санкций. По тепличному хозяйству – это тоже импортозамещение. Если говорить о технологических парках, то это тоже импортозамещение.

Проблема импортозамещения стояла всегда.

– Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос: предприниматели жалуются, что электроэнергия стоит 5,8 рублей. На материке – почти в два раза дешевле. Там эта сумма составляет 2, 9 рубля. Как вы можете это прокомментировать?

– Нужно учитывать островную специфику. На материке коэффициент использования мощности другой, плотность экономики тоже другая. По большому счету у нас есть условное постоянное и условное переменное – топливо. И есть коэффициент использования мощности.

Нужно понимать, что от специфики региона никуда не деться. Давайте смотреть на то, как все это удешевлять.

– И последний вопрос, немного уводящий от темы. Он касается малочисленности населения. Вы в этом ключе тоже работаете?

– Критерий оценки – это естественный прирост. Естественный прирост – это увеличение рождаемости, уменьшение смертности.

Помимо этого, на численность населения влияет миграция. Качественный уровень жизни привлекает людей. Отсюда возникает миграция у нас как внутренняя, так и внешняя.

На самом деле, если честно, самое главное – это наличие работы, а жить можно где угодно. Я по себе могу сказать, интересно везде. Важны заработная плата, транспортная возможность выехать в отпуск, инфраструктура социальная, энергетика… пожалуй, все. По большому счету в последний период Сахалинская область очень сильно вкладывает средства в социальную инфраструктуру. Даже во всем Дальнем Востоке такого нет. Губернатору Сахалинской области не стыдно народу в глаза смотреть.

1424862059