В июле 2021 года на Сахалине запустили первый на Дальнем Востоке мобильный комплекс контроля объектов дорожного хозяйства (ОДХ) и прилегающих территорий. Система, реализуемая "Ростелекомом", состоит из модуля нейросетевой аналитики, облачной платформы и программно-аппаратного комплекса, который устанавливается на транспортное средство. Технологии анализа и выявления нарушений размещаются в мобильном комплексе. Современную технологию запустили в Южно-Сахалинске. Об этом в ходе пресс-конференции корр. ИА SakhalinMedia рассказал вице-президент — директор МРФ "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Андрей Карташов.
Как сообщили ИА SakhalinMedia в региональном министерстве цифрового развития и связи, задачу по проработке вопроса цифровизации процесса развития и поддержания в нормативном состоянии дорог Южно-Сахалинска в 2020 году была поставлена губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. В свою очередь, министерство цифрового и технологического развития Сахалинской области приступило к технической реализации процесса контроля качества уборки с использованием передовых технологий в соответствии со Стандартом, разработанным министерством Сахалинской области по эффективному управлению регионом.
— Сегодня в Южно-Сахалинске работает первая в ДФО интеллектуальная система, реализующая ряд задач, в числе которых — удаленный контроль состояния дорожного полотна, разметки, бордюров, дорожных знаков и других элементов дорожной инфраструктуры. Технологически система основана на видеомониторинге и нейросетевом анализе видеопотока, которые проходят в режиме онлайн, — добавил заместитель министра цифрового развития и связи Сахалинской области Юрий Джафаров.
Проект соответствует фокусному направлению "Интеллектуальные транспортные системы". Система позволяет автоматически выявлять неисправное состояния объектов дорожного хозяйства и объектов на прилегающей к дороге территории, а также проводить инвентаризацию объектов дорожного хозяйства. Система прошла два тестирования, показав рост качества детектирования по показателю "повреждение асфальтобетонного покрытия" до 98%. Кроме повышения уровня безопасности, система видео мониторинга имеет и экономический эффект, заключающийся в снижении бюджетных затрат на ремонтные работы.
Система, состоящая из модуля нейросетевой аналитики, облачной платформы, программно-аппаратного комплекса, устанавливаемый на транспортное средство (включающий в состав промышленный микросервер, камеры видеонаблюдения), обеспечивает комплексный и непрерывный мониторинг ОДХ с полным циклом автоматизации. С помощью реализации схемы непрерывной съемки объектов с транспортного средства организован автоматический анализ их состояния в режиме online:
- размещение технологии анализа и выявления нарушений непосредственно в мобильном комплексе. Это позволяет решить критическую задачу — загрузку сетей связи передачи большого объема видеоданных для проведения анализа на серверах в ЦОД;
- обеспечение мобильности комплексов, что позволяет контролировать объекты инфраструктуры на всех участках дорог, оперативно предупреждать аварийные ситуации, своевременно устраняя нарушения.
Ноутбук, в котором работает оператор комплекса. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Данные отправляются на сервер, где обрабатываются Системой управления и размещаются внутри Личного Кабинета для дальнейшей аналитики.
Система позволяет выявлять следующие типы нарушений:
- повреждение асфальтобетонного покрытия;
- загрязнение асфальтобетонного покрытия или обочины;
- загрязнение дорожных знаков, информационных щитов, указателей;
- нарушение целостности искусственной дорожной неровности;
- целостность дорожной разметки;
- наличие мусора на асфальтобетонном покрытии и обочине;
- отсутствие или повреждение бортового камня (бордюра);
- наличие граффити;
- переполненные урны;
- наличие на дорожном покрытии снега.
Проект не имеет большой финансовой составляющей для компании, но это один из тех сервисов, который, на наш взгляд, действительно нужен и администрации города, и, самое главное, жителям — тем, кому не все равно, как обслуживается дорожное хозяйство и прилегающие территории. Поэтому очень благодарен, что губернатор и правительство Сахалинской области поверили в нас, заключили пилотный контракт. Он, действительно, успешно прошел все апробации, вышел в промышленную эксплуатацию и показывает хороший результат, — сказал Андрей Карташов.
Комплекс начал свою работу и выехал на автомобильные дороги города Южно-Сахалинска для фиксации недостатков содержания с 8 июля 2021 года. Ежедневно автомобиль проходит до 60 км, что существенно сокращает время обнаружения дефектов и, соответственно, — устранения. В сентябре, согласно статистике, из порядка 600 зафиксированных дефектов наибольшее количество — это высота положения люков относительно проезжей части и стертая дорожная разметка.
Оптимальный скоростной режим движения автомобиля, оборудованного комплексом, во время детектирования составляет до 40 км/ч. Это позволяет, при необходимости, обследовать более 300 км дорог в день.
— В ходе работы комплекса было выявлено, что при фиксации дефектов присутствует большое количество брака (более 60%) и комплекс требует ряд доработок и нововведений, в связи с чем был создан межведомственный проект под кураторством председателя правительства Сахалинской области Вячеслава Аленькова. В проектную группу также входили представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Министерства по эффективному управлению региону, Министерства цифрового развития, Администрации города Южно-Сахалинска и ПАО "Ростелеком". В результате проведенной совместной работы процент брака распознавания недостатков содержания в настоящее время не превышает 20%, — рассказал заместитель начальника отдела по содержанию автомобильных дорог МКУ "Управление мониторинга дорожного хозяйства и благоустройства" Павел Терехин.
Применение нейронной сети позволяет обучать систему новым задачам в короткое время, что позволяет говорить о перспективах развития мониторинга объектов дорожного хозяйства и прилегающих территорий. Так, по желанию заказчика можно вводить в эксплуатацию неограниченное количество новых функций. Кроме того, дополнительно система имеет возможность интеграции с любыми информационными аналитическими системами, например, с системами интеллектуального видеонаблюдения. Иными словами, применение нейросетевой видеоаналитики в системах ИВН позволит оперативно внедрять новые нейросетевые детекторы, необходимые заказчику.
Камера на борту автомобиля. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Сегодня мобильный комплекс мониторинга дорог работает в Южно-Сахалинске, однако практику планируется распространить и на другие районы Сахалинской области. Второй комплекс задействуют в мониторинге дорог как муниципального, так и межмуниципального значения. Иными словами, если в первом случае был только Южно-Сахалинск, то с его приобретением может быть выбран любой другой населенный пункт области.
— На сегодняшний день комплекс эффективно работает и выявляет недостатки содержания на ежедневной основе, дефекты оперативно передаются в подрядные организации и затем устраняются. Данное решение оправдало свою работу, так как раньше весь этот процесс занимал значительное количество времени, специалистам администрации приходилось выявлять дефекты путем выездных проверок с составлением актов обследования по всем автомобильным дорогам города. После удачной опытной эксплуатации данного комплекса в городе Южно-Сахалинске на проектном комитете было решено внедрить данный комплекс в остальные муниципальные образования Сахалинской области путем приобретения комплекса ГКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области" для выполнения обследований автомобильных дорог остальных городов области, — разъяснил Павел Терехин.
СПРАВКА: ПАО "Ростелеком" — крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций.
Компания занимает лидирующие позиции на рынке услуг высокоскоростного доступа в интернет и платного телевидения. Количество абонентов услуг ШПД превышает 13,5 млн, платного ТВ "Ростелекома" — 10,9 млн пользователей, из них свыше 6,3 млн — IPTV. Дочерняя компания "Ростелекома" оператор Tele2 Россия является крупным игроком на рынке мобильной связи, обслуживающим более 46,6 млн абонентов и лидирующим по индексу NPS (NetPromoterScore) — готовности пользователей рекомендовать услуги компании.
Выручка группы компаний за 9 месяцев 2021 г. составила 411,8 млрд руб., OIBDA достигла 169,7 млрд руб. (41,2% от выручки), чистая прибыль — 31,4 млрд рублей.
"Ростелеком" является лидером рынка телекоммуникационных услуг для органов государственной власти России и корпоративных пользователей всех уровней.
Компания — признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, кибербезопасности, дата-центров и облачных вычислений, биометрии, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг.
Стабильное финансовое положение компании подтверждается кредитными рейтингами: агентства FitchRatings на уровне "BBB-", агентства Standard&Poor’s на уровне "BB+", а также агентства АКРА на уровне "AA(RU)".