На базе Областного художественного музея 12 августа состоялась лекция, посвященная орнаменту коренных народов Сахалина (6+), на которой были предоставлены различные изделия ручной работы из природных материалов. Мероприятие провела старший научный сотрудник областного краеведческого музея Ольга Соловьёва. Оно также было приурочено к году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Орнамент в жизни многих коренных народов играет очень важную роль защиты. Нанося узоры на одежды, люди думали, что оберегают себя от злых духов. Прежде всего, мастерицы наносили рисунки на рукава, ворот и подол. Иногда девушки пришивали к низу халата звонкие бубенцы или что-то подобное, чтобы при движении издавать звук и отпугивать нечистую силу. Вышивка по одежде является крайне трудоемкой работой и требует много времени.
Чтобы сделать красивую вещь, прежде всего, необходимо хорошо продумать орнамент и не спеша, чисто, аккуратно вышить узор. Сначала мастерица брала ножницы и вырезала узоры, не прорисовывая изначальный рисунок, затем уже переносила орнамент на свой материал. В дальнейшем эти образцы передавались из поколения в поколение, — рассказала старший научный сотрудник областного краеведческого музея Ольга Соловьёва.
Известно, что орнаменты народов Сахалина делятся на 4 вида:
- зооморфные;
- растительные;
- облаковидные;
- геометрические.
После орнаментирования вещи подбирались украшения и цветовая гамма. Каждый народ создавал узоры и одежды по своему усмотрению и рассказывал личные истории в созданном произведении. Кто-то предпочитал яркие цвета и легкие рисунки, кто-то наоборот. Некоторые народы известны своими сложнейшими орнаментальными работами. Все это создавало историю населения и передавалось следующим поколениям. Например, эвенки в шитье использовали мозаику из черно-белой шкуры оленя и бисер.
Декоративно-прикладное искусство делилось по гендеру. Женщины имели дело, преимущественно, с художественной обработкой изделий из мягких материалов (рыбья кожа, мех, шкура, ткань), а узоры наносили нитками мулине и бисером. Мужчины имели дело с твердыми поверхностями (дерево, металл, кость, рог). Для каждой вещи или предмета обихода использовался определенный орнамент. К примеру, вышивку с подушки нельзя наносить на халат, потому что они носят разные значения. С самого детства девочек и мальчиков учили правильно подготавливать и обрабатывать материалы, с которыми они будут работать. Юная мастерица должна была уметь многое:
- получение крепких нитей из сухожилий животного;
- выделка рыбьей кожи для халатов и обуви;
- приготовление красителей для орнамента;
- сшивание цельного предмета из предоставленных кусочков материала;
- знание значений каждого узора, и для какого предмета его используют.
В прошлом у сахалинских народов не было профессиональных художников, но у каждых были свои искусные мастера. Исследования орнаментов нивхов дают основания утверждать, что определенный вид узоров и их расположения на цельном рисунке имеет общий фон с орнаментами всех народов Приамурья. Специалистами установлено, что орнамент этого народа стал основой для большинства коренных жителей Дальнего Востока.
Чтобы покрасить одежду и получить нужный цвет, в обиход шли натуральные красители из продуктов питания. Жители использовали различные ягоды, рыбью икру, кору ольхи или березы, листья до начала цветения и тому подобное.
В России 2022 год посвящен народному искусству и нематериальному культурному наследию народов страны, и это имеет огромное значение для сахалинцев. Многие островитяне несут в себе нивхское, эвенкское, нанайское или уйлтинское происхождения, поэтому не могут оставаться равнодушными.
— Очень важно, что действительно остались крупицы мастеров, которые сейчас самостоятельно сохраняют это все. Чувствуется то, что общественность сейчас обратила на это внимание. Стало проводиться много мероприятий, и это повышает этическое самосознание и жизненные ценности. Люди начинают понимать, что мы гордимся своим наследием. Я думаю, что это очень важно. — рассказала научный сотрудник Областного художественного музея Светлана Санги.
— Год культурного наследия народов России для меня имеет очень большое значение, так как я являюсь одной из представительниц малочисленных народов Сахалинской области — уйльта. Я считаю, что люди должны знать свою историю происхождения, культуру, традиции и историю других народностей, — сообщила Ольга Соловьёва.
Также, на лекции присутствовал сурдолог, который помогал людям с ограниченными возможностями здоровья впитывать информацию и узнавать историю культуры Сахалина.
— Хочу поблагодарить музей и всех тех, кто причастен к этому мероприятию. Лекция вышла очень плодотворной и важной для любого жителя Сахалинской области. Было крайне интересно узнать, чем отличались орнаменты друг от друга, и как коренные жители создавали свой быт, окрашивали вещи и морально защищали себя через определенные узоры, — поделилась впечатлениями от лекции зритель Елена.