Тренд увеличения экспорта рыбной продукции, сохранявшийся до 2023 года, сменился снижением. В 2024 году экспорт сократился на 7% в объеме и на 13% по стоимости, сказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев, открывая круглый стол "Меры развития и поддержки рыбной продукции", который в рамках Международного рыбопромышленного форума (18+) ассоциация организовала совместно с Росрыболовством. Он подчеркнул, что это хуже показателя снижения экспорта продовольствия в целом, который по данным ЦБ составил 5,3%, сообщили в АСРФ.
Выступая на мероприятии, заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев обозначил приоритет продукции глубокой переработки в экспорте. Он отметил, что для достижения цели по увеличению стоимости экспорта до 7,8 млрд долларов к 2030 году (при сохранении текущих цен) достаточно в структуре экспорта добавить 10% продукции глубокой переработки, взяв ориентир на сохранение добавленной стоимости в стране. При этом замруководителя Росрыболовства подчеркнул важность отмены экспортной пошлины для такой продукции — в первую очередь, для филе минтая и сурими. Необходимость этого ранее обосновывала АСРФ.
Андрей Яковлев отметил, что для достижения цели по увеличению стоимости экспорта до 7,8 млрд долларов к 2030 году при сохранении текущих цен достаточно в структуре экспорта добавить 10% продукции глубокой переработки, взяв ориентир на сохранение добавленной стоимости в стране. При этом замруководителя Росрыболовства подчеркнул важность отмены экспортной пошлины для такой продукции — в первую очередь, для филе минтая и сурими. Необходимость этого ранее обосновывала АСРФ.
Как согласились большинство участников круглого стола, вывозная "курсовая" пошлина — один из значимых негативных факторов для развития рыбного экспорта. Директор центра компетенций в АПК аудиторско-консалтинговой компании Kept Илья Строкин обратил внимание, что ограничение экспорта в виде вывозной пошлины стало одним из основных факторов, которые оказали влияние на снижение показателей экономической эффективности отрасли — наряду с курсом доллара, увеличением ставок сбора за добычу ВБР и другими.
По данным Kept, за пять лет маржинальность рыбной продукции снизилась на 25%. Для ее повышения, по мнению экспертов компании, необходима отмена экспортных пошлин. Как это делается по зерну, где в зависимости от маржинальности отрасли пошлина варьируется до нулевой.
Помощник руководителя Россельхознадзора Артем Даушев подчеркнул, что по данным Федеральной службы за 8 месяцев 2024 года объем экспорта рыбной продукции снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Говоря о поставках в ЕС, он обратил особое внимание на полное отсутствие диалога по вопросу оформления разрешений на ввоз в европейские страны рыбной продукции с новых заводов и судов. Еврономера для такой продукции сегодня получить невозможно и сдвигов в ситуации не ожидается.
По данным АДМ, которые представил глава ассоциации Алексей Буглак, за 10 лет, несмотря на увеличение доли продукции глубокой переработки, не выросла эффективность российского экспорта на тонну сырья основной промысловой рыбы — минтая. Он отметил, что ситуация с санкционными ограничениями на рынке ЕС приводит к снижению цен на филе минтая, причем цена на российское филе снижается наиболее выражено. В июне она снизилась на 40% по сравнению с июнем прошлого года. Цена на филе из США в то же время снизилась на 25%, что привело к увеличению разрыва в цене американкой и российской продукции. Разница — более 30%.
Президент АДМ также обратил внимание на прямую связь между стоимостью продукции и допустимым уловом (ОДУ) минтая, отметив важность сбалансированного уровня ОДУ. Напомним, что ранее АСРФ выступала с предложением отказаться от повышения ОДУ минтая в 2025 году.
Оценку возможностей для развития экспорта в Китай представил член Советов директоров РРПК и ГК "Русский Краб" Станислав Аксенов, отметив изменение потребительских привычек в стране — постепенный отход от преимущественно живой продукции. Это создает возможности для увеличения поставок, например, сурими минтая или замороженных крабов.
В числе барьеров он назвал проблемы с доступом на китайский рынок продукции новых предприятий. Особенно это значимо для поставок рыбной муки. С учетом увеличения выпуска этот продукт, по мнению Аксенова, мог бы стать одним из драйверов развития экспорта. Искусственно сдерживают рост поставок и длительные процедуры регистрации новых судов.
Конкурентоспособность российских рыбаков на китайском рынке снижает ввозная пошлина 5-10% в зависимости от продукта, в то время как ряд стран имеет возможность поставлять продукцию по нулевой ставке. Станислав Аксенов призвал к переговорам с китайской стороной о преференциальном режиме поставок. Он также предложил Росрыболовству, РЭЦ, Агроэкпорту и вновь созданному АНО, которое займется повышением потребления рыбы, продвигать национальный бренд российской рыбы на внешних рынках.
Председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский обратил внимание на снижение запасов основных ресурсов Северного бассейна — трески и пикши. Выходом в этой ситуации, по мнению заместителя директора УК Норебо Сергея Сенникова должно стать предложение новых продуктов. При этом для развития новых продуктов производителям необходима поддержка — например, в виде налогового вычета на клипфиск трески. Поддержка важна и для того, чтобы стимулировать запуск новых производств глубокой переработки с максимальным безотходным использованием сырья. Необходимость серьезных финансовых вложений без господдержки отпугивает потенциальных инвесторов.
С этим согласился и глава Рыбного союза Александр Панин. Он отметил, что новые предприятия сегодня нужны и для того, чтобы нарастить долю конечной готовой продукции в экспорте. Пока она составляет только 0,6% в объеме и 0,2% в стоимости рыбного экспорта. И перспективы пока оцениваются как "крайне скромные".
Как показали итоги круглого стола, экспортеры рыбной продукции сегодня сталкиваются с целым комплексом вызовов, для преодоления которых необходима государственная поддержка и устранение барьеров, снижающих конкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке.