Только треть домов Сахалинской области в относительно хорошем состоянии. Остальным требуется срочный ремонт. На него у большинства управляющих компаний денег нет. В домах, где живут в большинстве пенсионеры, жильцы увеличивать плату в счет ЖКХ не хотят. Этими и другими мыслями поделился заместитель начальника ООО "Жилищник" Владимир Щетинин в беседе с корр. ИА SakhalinMedia.
– Владимир Геннадиевич, жильцы, как правило, жалуются всегда на ЖЭКи, на управляющие компании, но ведь есть и другая сторона медали. В чем, по вашему мнению, беда нынешней сферы ЖКХ в регионе?
– Во-первых, большая разница в тарифах ЖКХ для разных домов. К примеру, в новых благоустроенных зданиях, где живут хорошо обеспеченные граждане, тарифы изначально высокие, хотя и дома там беспроблемные, новые. То есть, строительная компания, которая и сделала УК, позаботились о том, чтобы управляющая компания могла выполнять свои обязанности перед жителями. Здания, которыми занимаемся мы, старые, жилищный фонд изношен. Проблемы случаются постоянно то там, то здесь, а тарифы при этом в два раза меньше. Они не менялись уже около семи лет. Однако цены на все выросли.
– Если говорить в цифрах, то сколько это?
– В нашем районе тариф на ЖКХ составляет 20,9 рублей с кв метра. В новостройках тариф составляет 35 - 55 рублей с квадратного метра. Итого, со старого дома на услуги управляющих компаний в месяц начисляется около 60 тысяч рублей, исходя из тарифа 20,9 рублей за кв метр. Вывоз обычного мусора с одного дома осуществляется ежедневно, крупногабаритного - три раза в неделю. Всего получается 42 раза. Вывоз осуществляется компаниями-подрядчиками. Таким образом, получаемых денег едва хватает на вывоз мусора и уборку территории. Для сравнения: в 2006 году тариф для благоустроенных многоквартирных домов, без лифтового оборудования был в 20,42 рубля, то есть за девять лет цены выросли, кроме тарифа на содержание общего имущества многоквартирных домов. Из-за поднятия цен при старых тарифах у управляющих организаций возник дефицит средств необходимых для более качественного содержания общего имущества собственников МКД. Тариф на услуги состоит из двух составляющих: ресурсоснабжающие предпрития (газ, вода, отопление) и услуги управляющих компаний. Тарифы первой графы ежегодно повышаются, в том числе индексируясь на коэффициент инфляции. Во второй - только с согласия жильцов. Если видите, что квитанция на услуги ЖКХ приходит на большую сумму, то надо понимать, за счет чего происходит повышение. Стоит сказать, мы получаем всего 80% денег, которые жильцы отчисляют в нашу пользу.
– Куда направляются остальные?
– Какой-то процент уходит в банк за пользование счетом, остальное - в расчетно-кассовый центр, который осуществляет печать и рассылку квитанций на адреса жильцов. Плюс, на эти денежные средства начисляется налог, и мы его платим. К тому же, система такова, что по факту деньги до нас доходят с двухмесячным опозданием.
– Сейчас область проводит лицензирование управляющих компаний, как, по вашему мнению, это повлияет на работу жилищно-коммунальных служб и на жильцов?
– Лицензирование предусматривает, что если УК не справляется со своми обязанностями в каком-то доме, то этот дом отдают другой управляющей компании. Но дело в том, что тарифы-то остаются прежними, то есть, бюджет на обслуживание дома – тоже прежний А его, этих 40-55 тысяч, о которых я говорил ранее, хватает только на вывоз мусора и уборку территории. На ремонт денег практически не остается.
– А как же программа по капитальному ремонту домов?
– Дело в том, что уже сегодня 70% домов Сахалинской области нуждаются в капремонте. В том числе, потому, что изначально были построены с нарушением технологии. Но вернемся к капремонту. Федеральная программа такова, что дома будут ремонтировать поэтапно на протяжении 20 лет. Однако, по моим наблюдениям, если не заняться некоторыми домами сейчас, то они придут в негодность уже через пять лет. А таких очень много. И уже придет время программы по ветхому жилью, если она к тому времени еще будет существовать.
– Какое же должно быть решение с вашей точки зрения?
– Увеличивать финансирование управляющих компаний: то ли за счет увеличения тарифов, то ли выделяя деньги с бюджета города, области.
– Почему некоторые дома строились с нарушением технологии?
– Не могу точно ответить, но, как правило, это ведомственные дома. Конкретно на моей территории это еще и дома построенные одной строительной организацией. Что нужно делать, чтобы обезопасить себя и жильцов от подобного? Ужесточать контроль в строительстве, но без излишней бюрократии. Еще хочу добавить, мы смотрим на проблемы ЖКХ со стороны жильцов, пора бы на эту проблему посмотреть комплексно.