Денис Таушканов. В мастерской литературно-художественного музея книги А. П. Чехова "Остров Сахалин" обитает творческий беспорядок. Нарисованный ревущий лев выглядывает между ширмами. Металлический стеллаж, кажется, вот-вот лопнет от большого количества рулонов бумаги, кисточек, ножниц и скотча. На рабочем широком столе правый верхний угол заволокло "бумажными облаками". Под ними проплывают эскиз корабля "Байкал" и наброски детской игровой комнаты.
Во всем этом упорядоченном хаосе работает художник-фотограф Александра Прекраснова. О работе, о себе и о своих увлечениях девушка рассказала в интервью с корр. ИА SakhalinMedia.
— Расскажите, над чем вы сейчас работаете?
— Вырезаю фигурки каторжника, Чехова и надзирателя для напольной игры "Маршрутом Чехова". В этой же мастерской у меня находятся наброски и эскизы проекта детской игровой комнаты: трафареты облаков, чертежи мини-корабля "Байкал", на котором изучали берега Сахалина. Рядом на столе полка, которую я делаю для нашей постоянной экспозиции. На ней мы хотим разместить дополнительные экспонаты. Сейчас занимаюсь ее искусственным состариванием.
— Вы можете назвать себя на все руки мастером?
— Да. Я могу забить гвоздь, шкурить, создавать предметы из дерева, резать пластик. Всеми этими умениями меня наделил Сахалинский колледж искусств.
— Расскажите немного о себе.
— Моя мама по образованию дирижер. Наверное, именно поэтому она всегда поддерживала любые творческие начинания в семье. Брат занимается музыкой, я – живописью. Посвятить себя изобразительному искусству решила после девятого класса. Я попала на персональную выставку художника Дё Сон Ена. Его картины меня тогда очень потрясли. И я решила, что хочу учиться именно у этого человека. Поставив себе цель, отправилась сначала в художественную школу. Там научилась основам, набрала нужное количество работ для портфолио. После отправилась в колледж искусств. Чтобы работать у самого мастера, я проходила с ним собеседование.
— Что было самое трудное во время учебы?
— Работать руками, то есть с 9.00 до 18.00 ты все время проводишь у холста. Четыре часа урока по живописи, четыре часа – по рисунку и другие предметы. Часто приходилось выполнять задания ночью.
— В каком жанре и направлении вы рисуете?
— У меня есть работы абсолютно разной направленности. Это пейзажи, натюрморты, портреты. Есть картины фантастического плана, скажем так, придуманные миры. Последние я писала на последнем курсе колледжа, когда был переломный период в 18-19 лет. Обычно я стараюсь рисовать разные сюжеты, так как в работах воплощаю свои эмоции и переживания. А так в основном люблю русскую школу живописи – классицизм.
— Какая у вас была первая серьезная работа?
— Самая любимая и серьезная работа, которой я осталась довольна, была курсовая. Она посвящена антивоенной теме. Это было классическое задание по композиции для развития пространственного мышления. Все начинается с эскизов и набросков. В объеме создается макет помещения из бумаги, пластика и других материалов. За него я получила пятерку и была очень довольна.
— Расскажите, чем вы занимаетесь в музее.
— Я работаю в экспозиционно-выставочной отделе и занимаюсь тем, что вешаю картины и расставляю предметы в зале. Естественно такая позиция, как "мне нравится эта картинка, и она должна висеть здесь" не принимается. Для этого мы, я и другие экспозиционеры, создаем концепцию выставки: о чем она будет, какую мысль несет, какую полезную информацию будет передавать посетителям. Ведь в каждой работе и в выставке в целом должна быть логика.
Также я готовлю оформление для выставок, если это необходимо. Например, однажды делала фотоальбом с информацией о художнике, чтобы посетители могли его листать. Плюс ко всему, я занимаюсь различными проектами по музею и иногда сама фотографирую.
— Приходилось вам нестандартно подходить к оформлению выставки?
— Да, приходилось. В музее мы стараемся придерживаться классической системе развески, то есть все картины должны располагаться на одном уровне, а не в хаотичном порядке. Но иногда приходится по-иному оформлять. Это в основном относится к привозным выставкам. Не всегда знаешь, как они будут смотреться именно в нашем зале. Для выставки, приуроченной к "Дням культуры Южно-Курильского района" мы создавали инсталляцию. Рыболовецкую сеть и лампочки для привлечения кальмара разместили на всю высоту ширм.
— Чем вы раньше занимались до того, как пришли работать в музей?
— Когда я пошла учиться в колледж, мне хотелось быть именно художником. Однако я пошла работать в типографию, так как надо было зарабатывать деньги на жизнь. Я занималась созданием и оформлением рекламы в журналах, газетах и многим другим. Долгое время работала в этой в сфере, и в один прекрасный день поняла, что устала и творчески не развиваюсь. Ведь дизайн рекламы у нас в городе однотипный, а интересные заказы попадались очень редко. Но у меня была отдушина — создание детских иллюстраций для журнала "Тяп-тяпыч".
— Как вы пришли в музей?
Когда я уволилась из издательства, стала ходить на мероприятия в литературно-художественный музей книги "Остров Сахалин". Туда я предоставила свое портфолио. До этого я не сталкивалась с музеем. Было трудно переходить из одной сферы в другую, но я быстро адаптировалась. Несмотря на то, что долгое время работала с рекламой, я никогда не бросала творчество. Это единственное, что вызывает у меня ощущение счастья. Дома я постоянно занималась живописью и делала подделки.
— Кроме проектов в музее и живописи, чем еще занимаетесь в свободное время?
— Я увлекаюсь косплеем. Это создание образов персонажей из аниме и других источников. И занимаюсь крафтом, то есть делаю всевозможные доспехи, оружие, предметы.
— С чего началось ваше увлечение косплеем?
— У меня очень большая и дружная семья. С самого детства у нас было принято собираться на Новый год и заниматься чем-нибудь интересным. Мы ставили небольшие спектакли, делали декорации и шили костюмы. "Косплеили" русских персонажей из сказок. Ближе к колледжу я увлеклась аниме и, соответственно, косплеем. Однажды у меня с родственницей появилось желание сшить костюмы любимых персонажей из аниме "Блич". Одежда была сложной: надо было искать материалы, делать выкройку, бумажные вставки и многое другое. Нам помогала моя бабушка. Когда костюмы были сделаны, мы гуляли в них по городу и фотографировались. Только потом мы узнали, что на Сахалине проходят аниме-фестивали.
— Какое у вас самое любимое аниме?
— Сложно сказать. Я очень люблю старое аниме "Рубаки". Но еще восхищаюсь работами Хаяо Миядзаки. Помимо того, что он хороший режиссер, он еще и великолепный художник. Я была в полном восторге, когда попала в его мастерскую в музее Ghibli в Японии. Там сохранили карандаши, которыми он пользовался, цветовые палитры красок, ластики, картины, эскизы и наброски.
Мастерская экспозиционно-выставочного отдела. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Столько разных увлечений и талантов, но чем вам больше всего нравится заниматься?
— Мне нравится рисовать и работать руками, нравится смешивать краски и подгонять один цвет под другой, нравится процесс создания чего-то нового. Меня недавно спросили, почему я до сих пор делаю некоторые эскизы карандашами, акварелью, тушью вместо того, чтобы сфотографировать. Я ответила, что мне так удобнее думать, проще и быстрее решать творческие задачи. В то же время для меня не составит труда сделать работу на компьютере.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Елена Манойленко: К работе нужно относиться с любовью
Актриса Анна Ковальчук: На Сахалине со мной что-то происходит