Путин открыл движение по Крымскому мосту, а что с сахалинским? Хроника обещаний

Жители островного региона десятилетиями мечтают упростить свой путь на материк
Президент открыл движение по Крымскму мосту, сахалинский по-прежнему в проекте. Фото: ИА PrimaMedia

Президент России Владимир Путин во вторник, 15 мая, открыл автомобильную часть Крымского моста через Керченский пролив. Колонну из трех десятков грузовиков глава государства возглавил за рулем КамАЗа. После тестирования он дал оценку дорожному покрытию: "Удобно, шикарно и, надеюсь, долговечно". В тот же день федеральные СМИ растиражировали комментарий президента относительно судьбы моста, который пока существует только в робких надеждах жителей Сахалинской области. Пресса сделала акцент на формулировке о "разности мыслей" главы государства на вопрос, надо ли вообще строить переход Сахалин — материк.

"Здесь есть и инфраструктурная составляющая, есть экономическая, которую надо считать. Потому что, я уверен, вы не можете не знать разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что необходимого объема грузов для того, чтобы окупить эту стройку, на сегодняшний день нет. Но есть и другая сторона медали, которая заключается в том, что их пока и трудно сосчитать, пока нет этого моста либо тоннеля", — заявил президент.

Владимир Путин открывает Крымский мост

Владимир Путин открывает Крымский мост. Фото: ИА SevastopolMedia

Между тем, пока жители самого молодого региона современной России празднуют открытие Крымского моста, сахалинцы испытывают смешанные чувства.

Корр. ИА SakhalinMedia попытался сосчитать и перечислить обещания, реинкарнации самой идеи и варианты воплощения мечты островного региона России.

О воскрешении планов по созданию мостового перехода или тоннеля Сахалин — материк президент Путин заговорил в июне 2017 года на "Прямой линии" (примечательно, что вопрос о строительстве моста задал житель Хабаровского края, откуда могло бы начаться его возведение).

Позднее, на пленарном заседании III Восточного экономического форума во Владивостоке глава государства сообщил, что вопрос о возможности строительства железнодорожного перехода на остров изучается.

"Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности. Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути, модернизацией БАМа и Транссиба, реализацией других проектов все это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира", – сказал Путин.

Сообщалось, что по поручению президента реализацией проекта занимается несколько федеральных министерств и ведомств.

В том же 2017 году Путин заявил о планах укрупнить проект и вместе с японскими партнерами возвести автомобильный и желенодорожный переход, который соединил бы материковую часть РФ с Сахалином и Хоккайдо. Стоимость такого инвестиционного проекта оценивается в 600 млрд рублей (переход "Сахалин-материк" – 286 млрд рублей — прим. ред.).

В промежутке между обнадеживающими новостями жители Сахалина написали письмо президенту РФ, в котором поднимали вопрос о необходимости строительства мостового перехода между материком и островом.

Позднее, в ноябре 2017-го министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что средства на проектирование в размере 1 млрд рублей уже заложены в бюджет РЖД. В течение 2018 года планируется разработать основные параметры мостового перехода.

В заключительном на сегодняшний день сообщении о суперстройке эксперты рассказали, что в пересчете на 1 километр мост на Сахалин будет стоить в 3,5 раза дороже только что открытого Крымского.

"В целом с учетом железнодорожных подходов ОАО РЖД оценивает проект в 540,3 млрд рублей плюс более 90 млрд рублей на модернизацию путей на Сахалине" — сообщалось в прессе.

Добавим, что идея строительства перехода на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована.

Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929—1930 годах.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Иосиф Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне секретным постановлением было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР и МПС СССР.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 км от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома.

Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи.

Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля — на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 млн тонн в год.

После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых, силами которых предполагалось строить тоннель, работы по всему проекту были свёрнуты.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia