Меры экологического оздоровления Дальневосточного федерального округа (ДФО) были представлены на выездном совещании секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева в Петропавловске-Камчатскиом. В ходе заседания заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов доложил о мерах по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования в регионах, находящихся в пределах ДФО. По его словам, основные социально-значимые экологические проблемы в регионе связаны с деятельностью стивидорных компаний в морских портах, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу Минприроды России.
По словам Мурада Керимова, состояние окружающей среды на территории ДФО в течение последних лет оценивается как стабильное. Но есть проблемы, вызывающие угрозу экологической безопасности региона. К ним относятся загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод угольной пылью, проблемы в сфере обращения с отходами и лесные пожары.
В крупных городах округа уровни загрязнения воздуха квалифицируются как высокие. Улучшению ситуации будет способствовать оснащение крупных предприятий приборами непрерывного автоматического контроля выбросов.
"Необходимый для этого законопроект, разработанный Минприроды России, принят в первом чтении Государственной Думой", – сообщил Керимов.
По его словам, основные социально значимые экологические проблемы в регионе связаны с деятельностью стивидорных компаний в морских портах. Для оздоровления состояния окружающей среды по поручению правительства РФ Росприроднадзором с 2017 года проводятся проверки дальневосточных портов.
Вместе с тем Дальневосточный федеральный округ – важнейший минерально-сырьевой регион России с развитой топливной и горнодобывающей отраслями, цветной металлургией.
"Законом о недрах определено, что консервация и ликвидация горных выработок, осуществляется за счет средств недропользователей. Однако до настоящего времени не разработана нормативно-правовая база, гарантирующая выполнение этих работ в полном объеме. Для решения данного вопроса Минприроды России создает механизм формирования пользователями недр ликвидационных фондов", — отметил Мурад Керимов, представляя позицию министерства.
Он подчеркнул, что основные практические шаги по сокращению негативного воздействия на окружающую среду Правительством РФ сделаны. Эта работа будет продолжена в соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации.
Напомним, Сахалинская область — один из главных угледобывающих регионов РФ, и проблема загрязнения портов угольной пылью здесь особенно актуальна. Более всего от такого техногенного воздействия страдает Невельский ГО, в котором угольный терминал расположен в самом центре города. Детские площадки и жилые дома находятся от пылящего порта в нескольких десятках метров и отделены от него только 13-метровыми экранами.
Пока областная транспортная прокуратура пытается через суды подействовать на стивидоров и обязать их организовать должное пылеподавление, ливневую канализацию и санитарно-защитную зону, жители Невельска продолжают задыхаться от всепроникающей пыли.
Как сообщают экологи, угольная пыль опасна как сама по себе — вызывает раздражение дыхательных путей и воспаления, так и как транспортер в организм человека и животных вредных и отравляющих веществ, которые оседают на тонкодисперсных частицах угля.
Вместе с тем ученые Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота провели исследование и пришли к выводу, что ни один открытый угольный терминал не может быть безопасным в условиях Дальнего Востока даже с применением любых способов пылеподавления.
В справке ДНИИМФ однозначно сказано: единственный безопасный для населения и природы способ перевалки угля на ДВ может проходить только в терминалах закрытого типа.
Что касается угледобычи, то и эта деятельность, по мнению специалистов, крайне неподходящая для Сахалина. Мелкомасштабный рельеф, крутые склоны сопок, обилие осадков и бессчетное количество нерестовых рек превращают угледобычу в реальную угрозу как для населения, так и для уникальной островной природы. Один из недавних примеров — техногенный сель, сошедший с разреза в Невельском районе на хозяйство под Горнозаводском.
Таким образом, угольные терминалы Дальнего Востока, в том числе и увеличивающий обороты перегрузки невельский порт, находятся на границе столкновения двух сторон: аргументированного мнения ученых, экспертов и проектировщиков, выступающих за закрытую перевалку угля и сохранение здоровья населения, и охочих до прибыли стивидоров, работающих под носом у населения целого города в стиле "и так сойдет".