Владислав БЕЛЯЦКИЙ. "Хищник" Шейна Блэка — это совсем не тот фильм, которого большинство ждали. Это аксиома. И именно с этой позиции будет строиться весь последующий анализ ленты. Когда в 2013 году появились первые слухи о том, что франшиза об инопланетных охотниках возможно снова оживёт на экранах, многие обрадовались. Правда, тогда ещё не было ни имени режиссёра, ни актёров, ни сценария, ни даже понимания, что это будет — сиквел, приквел, ремейк или перезапуск. Как выяснилось позднее, поработать над новым "Хищником" предложили очень талантливому сценаристу и чуть менее талантливому режиссёру Шейну Блэку. И это был далеко не случайный выбор. Дело в том, что в далёком 1987 году, когда снимался самый первый "Хищник" с ещё молодым Арнольдом Шварценеггером, студия Fox предложила Шейну переписать сценарий про бравых солдат, ставших мишенями для неизвестного существа из космоса. Тогда по неизвестной причине сценарист отказался, однако это не помешало ему засветиться в кадре в роли одного из тех самых "бравых солдат". По факту, Шейн стоял у самого зарождения популярнейшей франшизы. И естественно, кого как ни его было позвать, дабы "реанимировать" дредастого охотника. К тому же, в момент поступления приглашения Блэк закончил работу над "Железным человеком 3", который стал не типичным, во многом схожим с разбираемым сегодня "Хищником", но к этому мы ещё вернёмся. Кинокомикс оказался коммерчески успешным, и потому у студии не было поводов сомневаться в кассовых сборах грядущего проекта. И вот, 13 августа 2018 года стартовал прокат долгожданного научно-фантастического боевика. Некоторая часть зрителей уже успела посетить премьеру и наверняка оказалась, мягко говоря, в растерянности от увиденного. Корр. ИА SakhalinMedia также не упустил возможность попасть на премьеру новой работы Шейна Блэка, и сейчас попытается объяснить: что не так или, наоборот, так с новым "Хищником" и почему большинство зрителей его не приняли.
Синопсис
События фильма разворачиваются после второго "Хищника", но до "Хищников"2010 года. Главный герой, бывший морпех, обнаруживает злобную инопланетную расу на Земле, но никто не верит ему, что эти твари существуют. Его сын-аутист, которого все обижают в школе, становится ключевой фигурой в схватке с Хищниками, поскольку мальчик умеет невероятно быстро учить языки и, судя по всему, сможет понять пришельцев.
Вернёмся к упомянутому ранее сравнению "Железного человека 3" и новых "Хищников". Дело в том, что Шейн Блэк, работая над сценарием третьей ленты о Тони Старке и его высокотехнологичном костюме, решил сделать его отличным от предыдущих частей. И не только в качественном плане, но и в структурном. Автор провёл большую работу по деконструкции персонажа: все продемонстрированные черты характера и образ героя в целом были подвергнуты сомнению, и, в итоге, персонаж Роберта Дауни-младшего в третьей части разительно отличается от себя прежнего. Вся структура предыдущих частей ставится "с ног на голову". То же самое произошло со следующей работой автора "Славные парни", в которой Шейн "перемывал кости" устоявшимся образам копов конца 80-х — начала 90-х. А у Шейна Блэк как, наверное, никто другой разбирается в этой тематике, так как именно он писал сценарии к культовой серии боевиков — "Смертельное оружие". Ну и после абсолютно очевидной тенденции, достаточно резонно было ожидать, что следующая картина про "Хищника" претерпит схожие видоизменения. Собственно, так оно в итоге и оказалось.
Для осознания изменений "Хищника" и их природы важно понимать, что Шейн Блэк — постмодернист. Собственно как и половина современных авторов Голливуда. И потому в работе над сценарием Блэк провернул всё тот же трюк, что и с двумя своими последними лентами. Всё кажется очень знакомым, но в тоже время совершенно иным. И одной из главных на то причин является юмор. В фильме много шуток, что совершенно не характерно для этой франшизы. Соседствующие между собой кровавая расчленёнка и чёрный и не очень юмор всех "мастей" вызывают законный диссонанс в головах зрителей. Прийти в кино смотреть фантастический боевик/триллер, а вместо этого получит гремучую смесь боевика и комедии с "налётом" фантастики.
Фильм безумно самоироничен. Начиная от шуток про имя пришельца (изначально создатели франшизы хотели окрестить инопланетного гостя "охотником", но после обсуждения пришли к выводу, что "хищник" звучит круче) и заканчивая прямым высмеиванием устоявшихся клише, часть из которых продвинул в "массы" как раз "Хищник" 1987-го года. Да даже концепция "крутых парней" здесь выглядит иначе. Если раньше хладнокровному охотнику противостояли не менее хладнокровные солдаты, к примеру тот же Шварценеггер, то теперь против инопланетянина выступает группа солдат с психическими расстройствами. И это в буквальном смысле: главные герои являются военными преступниками, осуждёнными за разного рода правонарушения, связанные с их отклонениями. Вот на такой волне и строится весь фильм. Несмотря на то, что ему удаётся сохранять олдскульный дух боевиков 90-х, в нём также присутствует значительное количество аспектов современной культуры, и в том числе постмодернистский подтекст. Хотя надо признать, что выглядит это достаточно органично и фильм не "разваливается" на отдельные эпизоды. Вопрос в том, сможете ли вы принять такие изменения.
Плавно переходя от сценарных моментов к техническим, стоит рассказать об актёрском составе. А он тут очень хорош. Артисты достойно справляются со своими ролями, но в особенности хочется выделить Стерлинга К. Брауна ("Чёрная пантера", "Бруклин 9-9"), Кигэна-Майкла Ки ("Впритык") и Алфи Аллен ("Джон Уик", "Игра престолов").
В целом, техническая составляющая фильма на хорошем уровне, но не настолько, чтобы на каком-то её моменте останавливаться отдельно. Стандартные ракурсы камеры, свет, цветокоррекция, костюмы, графика. Ничего примечательного, но комфортно смотреть вполне можно.
Вот что действительно сделано отвратительно, по мнению корр. ИА SakhalinMedia, так это предфинальный экшен-блок. Битва в лесу настолько тёмная, в буквальном смысле, что разглядеть в "красках" кто и что делает — сложно. Всё смазанное и невнятное. Ходили слухи, что фильм много раз перемонтировали и сильнее всего пострадал именно блок с битвой в лесу. Правда это или нет, сказать наверняка нельзя, но вот то, что в кромешной темноте тяжело разглядеть хоть что-нибудь — факт.
Что же мы имеем в итоге: "Хищник" Шейна Блэка получился достаточно неплохой картиной хоть с некоторыми явными и не очень недостатками. Картина рассказывает новые подробности о Хищниках, и только за это любителям франшизы стоит ознакомиться с ней. Да, картина нестандартно сделана (в рамках серии) и слегка выбивается из общего фона. Однако, будем честны, а кому интересно из раза в раз смотреть одно и то же (к фанатам "Паранормального явления" это не относится). Режиссёр грамотно и с уважением обошёлся с оригинальными фильмами, но при это показал, как он видит эту серию. И тут два варианта: либо вы принимаете это видение, либо нет и требуете, чтобы "всё было как раньше". Выбор остаётся за вами.
Плюсы:
+ Смена концепции франшизы
+ Зачастую удачный юмор
+ Приятная игра актёров
+ Достаточно много крови и расчленёнки
+ Хищник появляется на экране достаточно часто
Минусы:
— Смена концепции франшизы
— Некоторые шутки вышли откровенно неудачными
— Безумно плохое техническое исполнение в сцене битвы в ночном лесу
— Посредственный саундтрек