Прошедший в начале сентября во Владивостоке Восточный экономический форум в очередной раз поднял на поверхность вопрос экспорта российского зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Судя по заявлениям, сделанным на полях форума, а также ряду подписанных соглашений, российский АПК заинтересован в увеличении экспорта зерновых в восточном направлении, вместе с тем существует спрос на дальневосточное и сибирское зерно на рынках Японии, Кореи, Китая, в перспективе возможно налаживание экспорта в Малайзию и Вьетнам. Пожалуй, самым серьезным препятствием на пути развития экспорта зерновых в регионе является недостаточная развитость логистической составляющей. Обзор существующих и находящихся в стадии планирования транспортных путей и перевалочных пунктов, пригодных для перевозки и хранения зерна, в материале ИА UssurMedia.
В настоящее время ситуация с экспортом сибирского зерна обстоит следующим образом: местные аграрии постоянно находятся в поиске новых каналов реализации продукта, но единственным доступным долгое время остается черноморское направление, а именно довольно ограниченные мощности Новороссийского порта. Логичным направлением работы выглядит развитие экспорта на восток. На сегодняшний день существует три возможных пути транспортировки сибирского зерна в страны Азии. Два связаны с морскими перевозками из портов Хабаровского и Приморского краев, третий – через примыкающий к региону Казахстан в Китай.
Последний вариант можно считать неподлежащим реализации, так как экспорт зерна в Китай осуществляется по специальным квотам, в перераспределении которых казахстанские аграрии совершенно незаинтересованы. Поэтому рассмотрим варианты экспорта через порты, расположенные на берегу Японского моря.
Сегодня на Дальнем Востоке нет специализированных зерновых терминалов, хотя зерно переваливают ВМТП, Первомайский порт во Владивостоке и порт Петропавловска-Камчатского. Самые большие объемы у ВМТП — около 130—150 тыс. тонн в год (92,5 тыс. тонн по итогам 6 месяцев 2018 года), Первомайский порт перевалил за 6 месяцев 25 тыс. тонн, а порт Петропавловска-Камчатского — 1,5 тыс. тонн. Владивостокский морской торговый порт под перевалку зерна ввел в эксплуатацию и сертифицировал два зерновых склада, кроме того разработал технологию перегрузки зерна в сухогрузы без перевалки на склады: когда портовый кран цепляет вагон напрямую с железной дороги и пересыпает содержимое в танк судна. На экспорт через порты Приморья идет преимущественно кукуруза. Основные направления — Япония и Корея.
ВМТП. Фото: Предоставлено ВМТП
В 2018 году было заявлено о начале реализации сразу нескольких проектов по строительству зерновых терминалов в Приморском и Хабаровском краях, в большинстве которых планируется участие иностранных компаний. Зерновой терминал с заявленной мощностью более 5 млн тонн зерна в год планируют построить в порту Советская Гавань, обозначенный бывшим руководителем края срок реализации – 2024 год. Другой проект в Хабаровском крае, проводимый китайской компанией "Дунцзин", связан со строительством речного порта мощностью до 400 тысяч тонн, сроки более обнадеживающие – конец 2019 года. При анализе перспектив любых масштабных проектов нужно учитывать внутреннюю и внешнюю политическую конъюнктуру. Фактор, который, возможно, будет препятствовать китайскому проекту, – российско-японские переговоры по увеличению экспорта зерна в Страну восходящего солнца, отчасти именно заинтересованностью в японском рынке и вызвано строительство зернового терминала в Советской Гавани. Сроки строительства которого могут затянуться на неопределенное время вследствие смены руководства края, в частности, ухода с губернаторского поста Вячеслава Шпорта, активно лоббировавшего данный проект.
Порт Совгавани. Фото: корр. ИА AmurMedia
Таким образом экспорт сибирского зерна через Хабаровский край на данный момент и неопределенное время вперед невозможен. Более оптимистичной выглядит ситуация с инфраструктурными объектами по перевалке зерна в Приморье. Помимо уже упомянутых действующих портов во Владивостоке в ближайшем будущем планируется реализация еще нескольких проектов. Китайская группа компаний "Порт Хэбэй" готова построить специализированный зерновой терминал в Славянке Приморского края. Планируется, что терминал сможет обрабатывать до 2 млн тонн зерна в год.
О планах строительства специализированного зернового терминала в Приморье также заявляла "Объединенная зерновая компания". По словам генерального директора компании Михаила Кийко, первую очередь проекта планируется запустить к 2021 году, а строительство специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино в Приморье остается основным стратегическим проектом ОЗК, который позволит сельхозпроизводителям из Сибири и Дальнего Востока выйти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Оставляя за скобками внешнюю политику, остановимся на внутренних факторах, теоретически способных помешать реализации обоих проектов в Приморье. Точно так же, как и в соседнем Хабаровске, немаловажным фактором может стать очередная смена губернатора и борьба местных элит. Что касается проекта ОЗК, то, как кажется, определенное влияние на сроки строительства окажет арест главы группы "Сумма" Зиявудина Магомедова.
Краткий обзор существующих портов и находящихся на различных стадиях реализации проектов зерновых терминалов позволяет сделать вывод: несмотря на наличие на азиатском рынке интереса к сибирскому зерну, возможности по экспорту ограничены мощностями, не специализирующихся на зерне владивостокских портов. А учитывая то, что часть зерна, отправляемого по железной дороге в Приморье из Сибири, в процессе перевозки может терять качественные характеристики, требуется дополнительная подготовка перед отправкой на экспорт. Однако морские порты Приморского края на сегодняшний день не имеют возможности оказывать соответствующие услуги.
Одним из решений, до ввода в эксплуатацию крупных зерновых терминалов в Приморском крае, является строительство нескольких небольших перевалочных комплексов на действующих причалах, рассчитанных на краткосрочное накопление и быструю перевалку одной судовой партии зерна, реализация данного проекта уже ведется в одном из портов г. Владивостока. Крупная консолидация и перераспределение зерна может осуществляться на элеваторе ООО "Уссурийские мельницы" в Уссурийске. Руководство предприятия в ближайшем будущем планирует уйти от зависимости от местных сельскохозяйственных производителей и направить особые усилия на обслуживание зерна из Сибири.
Галерея транспортера зерна в Уссурийске. Фото: Вероника Мурватова, UssurMedia
Город Уссурийск территориально является естественным транспортно-логистическим центром Приморского края. Через него проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая морские порты Приморского края с Сибирью и Центральной Россией, а также железнодорожные и автомобильные пути сообщения с Китаем и Северной Кореей. Станция Уссурийск является "внеклассной", на которой происходит формирование и расформирование всех грузовых поездов по заданным направлениям.
ООО "Уссурийские мельницы" в Уссурийске имеет полнофункциональную инфраструктуру элеватора на 32 тысячи тонн единовременного хранения. Предоставляет полный комплекс услуг по типу "сухого зернового порта" с возможностью долговременного хранения зерна. Предприятие способно принимать с автомобильного и железнодорожного транспорта до 2 тысяч тонн и отгружать до 1,5 тысячи тонн зерна ежесуточно с перспективой увеличения объемов в два раза. Опыт предприятия и знания особенностей работы в экспорте зернобобовых через порты Приморья позволяют решить комплексную задачу по накоплению судовых партий зерна, его подработке и доставке в морские порты Приморского края. Предприятием отработана и опробована доставка зерна автомобильным транспортом с элеватора в Уссурийске в порт Владивостока с непосредственной выгрузкой зерна в судно без накопления судовой партии в напольных складах причала. Данная технологическая схема позволяет сократить потери зерна, сохраняет его качество, уменьшает расходы на логистику.
Элеватор. Фото: Предоставлено ООО "Уссурийские мельницы"
В настоящее время, учитывая неприспособленность портовой инфраструктуры под перевалку зерновых и загруженность железной дороги, единственным функциональным коридором для экспорта сибирского зерна в страны АТР является его доставка по железной дороге до "сухого зернового порта" в Уссурийск, с последующей доставкой судовых партий в порты Владивостока грузовым автомобильным транспортом. При этом элеватор компании ООО "Уссурийские мельницы" является важнейшим логистическим хабом, способным обеспечить прием, подготовку и перераспределение экспортных партий зерна.