Михаил Сивцев: Профессиональное образование – фундамент экономического развития ДФО

Эксперт в области среднего профессионального образования рассказал о необходимости подготовки рабочих специальностей на Дальнем Востоке
Михаил Сивцев. Фото: фото из личного архива Михаила Сивцева

Анна РОМАХИНА. Экономика Дальневосточного федерального округа активно развивается. В макрорегионе с большой скоростью открываются новые предприятия, для работы в которых требуются высококвалифицированные специалисты. О том, что происходит в системе профессионального образования на Дальнем Востоке, и каким стандартам должны соответствовать новые специалисты в интервью корр. ИА SakhalinMedia рассказал директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ Михаил Сивцев.

— Михаил Петрович, почему на Дальнем Востоке уделяют большое внимание развитию профессионального образования?

— Образование в целом – фундамент экономики. Без качественного образования нельзя добиться экономического роста. Профессиональное образование на Дальнем Востоке сегодня – важная область, поскольку развитию дальневосточных регионов уделяется особое внимание. В регионе создаются все условия для открытия и развития предприятий. Можно, конечно, воспользоваться этими условиями и создавать предприятия "старого формата", но кто от этого выиграет?! Сейчас нужно сконцентрироваться на создании товаров современного качества, которые будут конкурентными по цене на мировом рынке. Когда мы научимся так работать на месте, потреблять свой продукт, и интегрируемся со своими товарами в мировой рынок, то почувствуем существенный рост экономики. Это является новым вызовом для системы образования.

— Какие профессии наиболее востребованы на новых предприятиях?

— С точки зрения перечня профессий или специальностей, пока ничего нового мы не услышим. Но, с точки зрения содержания, мы видим существенные изменения. Новым крупным предприятиям нужны специалисты со знаниями для работы на современном сложном оборудовании – те же фрезеровщики, они сейчас минимум операторы фрезерных станков с ЧПУ, и т. д. По уровню образования, преимущественно требуются специалисты среднего звена.

— А как же люди с высшим образованием? Разве они не нужны?

— Специалисты с высшим образованием нужны – не исключено. Но, мы рассмотрели потребности спроектированных предприятий, где уже сейчас требуются специалисты. Например, судостроительному комплексу "Звезда" необходимо огромное количество высококвалифицированных сварщиков. Если посмотрим на идеальный образ современного производства на Дальнем Востоке, то региону нужны специалисты, способные организовать автоматизированные линии производства, создавать новые материалы и те, кто смогут продвигать и продавать продукцию на экспорт. Это уже уровень высшего образования в сочетании с наукой. Пока таких производств практически нет. Соответственно, нет имеющихся вакансий.

— Могут ли сегодняшние выпускники средних профессиональных учреждений работать на современном оборудовании? Что именно требуется от них?

— Не все, но есть хорошие подвижки. Наша система образования с точки зрения материальной базы, переподготовки преподавательского состава, мягко говоря, "перевооружалась" медленно. От выпускника требуется, чтобы он без лишних затрат на дополнительную подготовку, приступил к работе и начал приносить пользу предприятию. А отсутствие знаний для работы на современном оборудовании не позволяет сделать это.

— Что конкретно нужно для решения проблемы?

— На государственном уровне следует уделить особое внимание как минимум трем вопросам. Во-первых, проблеме уровня заработной платы и профессиональных качеств преподавательского состава. Сегодня профессия преподавателя – непрестижное занятие, соответственно, прогрессивная часть населения этим не охотно занимается. Ухудшает ситуацию и постоянное отсутствие средств на повышение квалификации, на командировочные расходы преподавателей. Во-вторых, постоянному обновлению оборудования и приобретению расходных материалов для подготовки специалистов. В-третьих, есть проблема в методическом сопровождении.

— Что происходит в системе профессионального образования на Дальнем Востоке сегодня?

— Все дальневосточные субъекты включились в движение – WorldSkills. Первыми перевооружение системы профессионального образования, основываясь на принципах WorldSkills, начали Хабаровский край и Якутия. В этом году к этой деятельности подключилась Сахалинская область, где прошел финал национального чемпионата WorldSkills Russia. Регионы получили самое главное от этого мероприятия – оборудование, которое приобрели и поставили в образовательные организации, опыт подготовки "чемпионов" и применения независимой оценки. Это коснулось не всех образовательных организаций. Если мы хотим существенного развития, то нам необходимо подготовить специалистов, соответствующих мировым стандартам. Для этого нужно постоянно ориентироваться на лучшие практики повсеместно.

— На пленарных заседаниях национального финала чемпионата WorldSkills Russia, который в этом году прошел на Сахалине, не раз говорили о необходимости создания в регионах Центров опережающей профессиональной подготовки. Для чего они нужны?

— Центры опережающей профессиональной подготовки – важная вещь, потому что предприятия не ждут три года, когда к ним придет специалист. Им нужны кадры уже сегодня, как минимум – завтра. В связи с этим нужно акцентировать внимание на создании в профобразовании краткосрочных и "гибких" программ, благодаря которым восполнится дефицит кадров.

— Как известно, большинство старшеклассников считают рабочие профессии не престижными и в связи с этим после школы поступают в вузы, а не в колледжи или техникумы. Кроме того, на их выбор нередко влияют родители. Как быть в этой ситуации?

— В силу своей занятости и дань моде, родители могут дать неправильный совет в плане профессиональной ориентации. Самое главное, они должны переключиться с позиции "отсутствие высшего образования позорно". Человеку не всегда обязательно иметь диплом о высшем образовании. Ему нужно научиться делать качественный товар, который станет востребованным на рынке. Если обратиться к статистике поступления, то молодые люди стали охотнее поступать в средние профессиональные учреждения и не с плохими оценками. В СПО приходят ребята со средним баллом 4,5 и выше. Чтобы эта тенденция сохранялась и шёл рост качества подготовки специалистов, нужно с раннего возраста заниматься качественной профессиональной ориентацией – во время обучения в школе дать детям возможность попробовать разные виды профессиональной деятельности.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia