7 октября 2020. Минувшая неделя с 28 сентября по 4 октября была полна политических и экономических событий. Ключевым мероприятием недели стал Дальневосточный энергетический форум "Нефть и Газ Сахалина-2020". В рамках этого мероприятия были озвучены серьезные заявления и подписаны соглашения. На фоне повестки форума все остальные события в регионе померкли, но не сделались менее важными. Редакция ИА SakhalinMedia подготовила обзор наиболее важных политических событий прошедшей недели.
Как мы уже отметили, ключевым событием минувшей недели стал Дальневосточный энергетический форум "Нефть и Газ Сахалина-2020". В этом году было принято решение изменить подход к организации повестки мероприятия, и если в предыдущие 23 года она называлась конференцией и обсуждались на ней все больше внутренние вопросы и проблемы нефтегазового сектора, то теперь формат изменили на форумный, предполагающий обсуждение, дискуссию в ходе выступлений, и изменение тематики с повестки предприятий нефтегазодобычи на вопросы общего региональное развития за счет, в том числе, сопряженных отраслей таких, как транспорт, альтернативные виды энергетики, экологии и многого другого.
С учетом сложной эпидемиологической обстановки многие представители компаний в нефтегазовой отрасли на Сахалин приехать не смогли, но все равно приняли участие в форуме дистанционно посредством прямых включений или записанных видеообращений.
Островные власти отчетливо продемонстрировали стремление завести на остров глобальные транспортные и высокотехнологические проекты. Подтвердили намерение создать инфраструктуру для Севморпути, связать его с БАМом строительством мостового перехода на материк, поддержать развитие водородного топлива и водородной энергетики.
В рамках проведения форума Сахалин посетила и огромная делегация представителей Российской академии наук, которые помимо участия в секциях форума провели выездную сессию РАН на базе Сахалинского государственного университета. Власти и представители науки обсудили перспективы научно-технологического развития региона. Еще одним событием из области научных интересов стало подписание соглашения о создании на базе СахГУ климатического центра в сотрудничестве с Институтом глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля.
Тема развития на Сахалине производства водородного топлива стала одной из наиболее резонансных в ходе прошедшего форума. Его производство и применение по своей сути — это технологии будущего, которыми сейчас озадачены умы по всему миру, а передовиком в разработке технологий его производства и применения является пока только Германия, которая работает над созданием автомобилей на водороде, электростанций и прочего. В этой смысле Сахалин со своим стремлением создать кластер по производству водородного топлива вызывает у непосвященных людей снисходительную улыбку, а у экспертов — восхищение и понимание.
Как отмечают эксперты, развитие водородной энергетики с каждым годом приобретает все более четкие очертания и перестает быть фантазиями. Водородное топливо через 10-15 лет станет такой же обыденностью, как классические газы пропан или метан. При этом энергоотдача от его использования гораздо выше. В ближайшие пять лет будет сформирован мировой рынок водородного топлива и то государство, которое войдет на этот рынок последним окажется не у дел. Поэтому развитие водородной энергетики всерьез рассматривается российскими властями, учеными и представителями бизнеса. А Сахалинская область со своими природными ресурсами, транспортной логистикой имеет все шансы стать одним из пилотных регионов, где будет реализовано производство водородного топлива.
Поэтому стремление региональных властей включиться в эту работу, дать сигнал бизнесу и федеральным властям о готовности работать в этом направлении своевременно и стратегически верно. В конце 90-х также никто не верил, что на остров можно привлечь иностранных инвесторов для добычи нефти и газа. Как отметил директор инфраструктурного центра Energynet, Фонд "ЦСР "Северо-Запад" Дмитрий Холкин, на Сахалине впервые о производстве водородного топлива заговорили не теоретически, а предметно. ИА SakhalinMedia подготовило с ним интервью о перспективах развития водородной энергетики.
Серьезное в политическом и экономическом смысле заявление сделал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в ходе конференции "Нефть и Газ Сахалина". Он объявил, что принято решение о запрете приобретения за государственный счет автомобилей на классических видах топлива — бензине и дизтопливе. Теперь через закупки будут приобретаться только газомоторная техника.
Эта новость стала настоящим шоком, особенно для муниципальных властей. Ведь в настоящее время в Сахалинской области действует только одна газозаправочная станция и та в Южно-Сахалинске. Идет строительство еще одной, всего же в ближайшие годы их будет четыре, еще будет приобретено несколько мобильных заправочных комплексов к уже приобретенным. Вероятно, будут какие-то исключения для отдельных районов, но понятно одно, что маховик перехода с классических видов топлива на газ запущен неотвратимо, это только вопрос времени.
Как отмечает эксперт, процесс перевода автомобилей на газ в Сахалинской области будет продолжаться, но так как население не очень активно переходит на газ, а рынок потребления необходим, вопрос будет решаться методом принуждения госучреждений и поощрения перевода личного автотранспорта на газ налоговыми послаблениями и компенсацией расходов.
Задача выглядит несколько нереальной, но сахалинцы в своем отрицании происходящего все больше начинают напоминать людей из начала 20 века, когда так же со скрипом шел переход с гужевого на автомобильный транспорт. Без волевых решений властей региона этот вопрос действительно может затянуться на очень долгую перспективу.
Еще одним результатом проведения форума стала подписанная пятилетняя программа газификации Сахалина и Курил между островным правительством и "Газпромом". До 2025 года в области планируется построить более 1 тысячи км газопроводов, газифицировать 26 тысяч домов и 157 предприятий и котельных. В результате область на 84% обеспечат сетевым газом. Там, куда трубу провести невозможно, будут использовать сжиженный газ. Сегодня уровень газификации Сахалинской области составляет 38%. Начало реализации новой программы — 2021 год.
Новую программу газификации островного региона подписали губернатор Валерий Лимаренко и председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер.
На площадке медиашколы "Дальневосточный репортер" глава Якутии Айсен Николаев раскритиковал представителей СМИ и блогосферы, которые пишут о каком-то "конфликте" между Сахалином и Якутией в части создания альянса Дальневосточных авиакомпаний. "У нас с Сахалином позиции совпадают на 99%. Есть детали по созданию авиаальянса, но они несущественны", подчеркнул политик.
Стоит напомнить, что ранее речь шла не об альянсе, а о создании единой компании на базе авиакомпании "Аврора", учредителем в которой является Сахалинская область. В капитал этой компании вошли бы регионы и действующие дальневосточные авиаперевозчики. Как пишет Интерфакс, Айсен Николаев в июле 2020 года на совещании Минтранса достаточно жестко раскритиковал создание единого авиаперевозчика на базе одной компании:
"...Еще раз хочу повторить, что я все-таки настоятельно просил бы Минтранс очень серьезно рассмотреть вопрос по альянсу авиаперевозчиков. Потому что Якутии в четвертую авиакомпанию входить акционером (...), и оставить нам (действующим якутским авиаперевозчикам — ИФ) только убыточные рейсы — ну я еще не идиот, чтобы такие решения согласовывать".
"Я вчера свое письмо направил в адрес вашего министра (Евгения Дитриха — ИФ) и в адрес (первого замминистра Александра — ИФ) Нерадько с замечаниями по "дорожной карте". Еще раз говорю: вы не увлекайтесь созданием новой авиакомпании, куда хотите загнать все субъекты, которые через два года ничего хорошего не получат. Это точно. Вот в том виде, в котором вы, некоторые коллеги сейчас хотите ее представить, это просто путь в никуда", — цитирует слова главы Якутии Интерфакс.
В администрации областной столицы прорабатывается вопрос снижения налоговой ставки на имущество физических лиц с 1,2 до 0,5 за 2019-й год в качестве поддержки граждан в период пандемии коронавируса. Как отмечается в телеграм-канале Cass&Ra, Городской Думе Южно-Сахалинска еще только предстоит принять это решение.
"Но уже сейчас ясно, что её поддержат все — и депутаты, и городская администрация. Вот пример того, как совместная работа мэра Надсадина и главы гордумы Дмитриева может приносить реальную пользу Южно-Сахалинску", — оценил работу городских органов власти телеграм-канал Cass&Ra.
В состав Сахалинской таможни с 1 октября включены таможенные органы Камчатского края и Магаданской области. Такое решение возникло еще в апреле 2020 года, и к обозначенной дате процедура реализована. Теперь в составе Дальневосточного таможенного управления остались 9 таможен, а составе Сахалинской таможни теперь 11 таможенных постов. Как отметил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин, реформирование позволит более эффективно использовать ресурсы таможенных органов, повысит качество таможенного администрирования.
Недовольным этим объединением остался новый губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Который отметил, что решение об объединении было принято до него, а перспективы развития Петропавловск-Камчатского порта на Северном морском пути потребуют высокой эффективности от работы таможенников.
"...Мы сейчас находимся в непростом периоде перехода от одного режима функционирования в другой. Не скрою, я расстроен этим решением. Но оно было принято до того, как я приступил к обязанностям. При этом я не исключаю, что с учётом стратегических перспектив Петропавловска-Камчатского мы в дальнейшем, возможно, и вернёмся к другим конфигурациям", — сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.