Политизация ситуации с аэровокзалом на Сахалине напоминает историю с Фургалом - эксперт

Политолог, эксперт по Дальнему Востоку Анатолий Макаров поделился мнением по ситуации вокруг Мехколонны № 68
Помещения нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске
Фото: Юрий Доминов, ИА SakhalinMedia

8 декабря 2020. Ситуация вокруг расторжения контракта по строительству нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске между заказчиком АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск" и подрядчиком "Сахалинской механизированной колонной № 68", по всей видимости, переходит в "политическую плоскость". В СМИ тиражируется информация о стремлении работников "Мехколонны" выйти на митинг. Генеральный директор отрицает свою причастность к организации этого митинга, но есть иное мнение на этот счет. О том, почему мог произойти разрыв контракта с подрядчиком корр. ИА SakhalinMedia побеседовал с политологом, экспертом по Дальнему Востоку Анатолием Макаровым.

Напомним, строительство аэровокзала началось в конце 2017 года. Тогда стоимость проекта оценили в 6,7 млрд рублей. В конце 2018 года гендиректор АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск" Никита Полонский после осмотра объекта утверждал, что строительство идет по графику, и в декабре 2019 года возведение аэровокзала будет завершено, а в апреле 2020 года после ввода в эксплуатацию пройдет торжественное открытие нового аэровокзального комплекса. В июне 2019 года, по сообщению от официальных лиц правительства региона, работы по строительству нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске планировали завершить в конце 2020 года. При этом в июле 2019 года в кулуарах Евразийского форума по развитию пассажирских маршрутов Никита Полонский сообщил ТАСС, что стоимость строительства аэровокзала может увеличиться до 10 млрд рублей.

Осенью 2020 года АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск" направило уведомление о расторжении контракта с подрядчиком в одностороннем порядке. Затем это уведомление было отозвано, стороны заключили мировое соглашение, и государственный контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон.

Что касается подрядчика — "Сахалинской механизированной колонны № 68", "Его долги по зарплате перед работниками составляют около 35 миллионов рублей", — говорилось в сообщении Правительства Сахалинской области. В разбор ситуации с невыплатой зарплат включилось правительство и прокуратура. Работники "Мехколонны" подали уведомление на проведение митинга.

Готовность нового аэровокзального комплекса — одного из ключевых объектов в рамках ТОР "Горный воздух" в настоящее время оценивается менее чем на 60%. По официальным заявлениям, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке было вызвано многочисленными нарушениями со стороны подрядчика. По информации правительства региона, отставание в строительстве аэровокзального комплекса зафиксировано свыше чем по 40 позициям. Сроки неисполнения работ составляют от 60 дней до более 12 месяцев.

Мнением почему возникла такая ситуация, и каковы ее последствия с редакцией ИА SakhalinMedia поделился политолог, эксперт по Дальнему Востоку Анатолий Макаров.


Анатолий Макаров. Фото: предоставлено Анатолием Макаровым

— Добрый день, Анатолий, как вы считаете, почему возникла такая ситуация между правительством Сахалинской области и руководством "Сахалинской механизированной колонны № 68"?

— История с одной стороны запутанная, но с другой стороны — простая. В свое время "Мехколонна №68" ввязалась в строительство нового аэровокзального комплекса, потому что, вероятно, у них было четкое понимание — главное получить контракт, а дальше будут договариваться. Возможно, именно поэтому генеральный директор Александр Веклич пошел на такие странные условия: заниженные расценки на оплату труда, не до конца определенные параметры по переносу сетей, откровенно "сырой" проект.

В интервью одному из СМИ Александр Веклич сам говорит, что изначально был настроен предлагать решения по оптимизации бюджета строительства. Причем ровно так и было на старте строительства, заказчик и генподрядчик жили душа в душу, все что было нужно — согласовывалось без проблем. И подрядчик отвечал взаимностью, исполняя все "хотелки" заказчика. Сроки строительства были довольно плотными, но генподрядчик  работы не останавливал (соответственно и закупки материалов), так как по официальным отчетам работы шли по плану. Но мы с вами понимаем, что для того, чтобы согласовать все изменения в соответствии с буквой закона, они должны были проходить экспертизу, вноситься в проект и только потом исполняться. Это огромные потери времени. К тому же, не стоит забывать про островную логистику. Но строительство шло без остановок, как?

Знаете как бывает у нас в стране, изменения в проекте согласовываются в переписке с заказчиком (то есть не совсем обоснованно), закупаются материалы, монтируются, а параллельно идет бюрократический процесс — экспертизы и внесение изменений в проект. И в таких ситуациях никто стройку не останавливает, особенно, когда речь идет о больших стройках с "сырыми" проектами, а официальные документы часто двигаются неспешно. Как обстояли с этим дела при строительстве аэровокзала лучше ответить компетентным органам.

Но в 2019 году в Сахалинской области сменилась власть, и по какой-то причине отношение к строительству объекта изменилось. Хотя, когда проект проработан досконально и не требуется никаких изменений, смена власти не влияет на ход строительства. На мой взгляд, новый хозяин региона с подозрением отнесся к ситуации с изменением проектных решений, тем более ведущих к удорожанию. И в общем-то основания для этого, на мой взгляд, вполне весомые. Если имели место быть какие-то непонятные договоренности подрядчика с предыдущей администрацией, зачем действующему правительству области брать на себя эти риски. Самим петлю на шею надевать? Это было бы странно.

— Вы наверняка слышали о желании работников "Мехколонны" выйти на митинг против властей? Как вы считаете, какова может быть роль руководителя в этом процессе, и как такая, по сути лобовая, атака на власть может еще больше навредить "Мехколонне", ведь есть и другие проекты, которые она реализует? 

— Мне кажется, что Александр Веклич рассматривает митинг, как последний аргумент в разговоре с правительством. Изначально он был готов на все, он же сам сказал, что ему без разницы, кто у него будет заказчиком. Никакой политики — только бизнес.

При этом риски "впасть в немилость" и получить проблемы с другими проектами, на мой взгляд, минимальны. Строители они качественные, работают хорошо. Если они справляются со стройкой, то зачем все рушить. А вот риски для репутации конкретно Александра Веклича вполне просматриваются — какому же заказчику понравится такой подход? Многие потенциальные заказчики десять раз подумают в будущем прежде, чем связаться с таким подрядчиком.

Кроме того, создается ощущение, что Веклич лукавит, и это тоже не идет на пользу его репутации. Ведь многие считают, что митинг организует руководство "Мехколонны № 68", но лично он от этого открещивается. При этом в своем интервью он загадочно говорит, что это делает "его тень". 

— Как вы полагаете, каковы перспективы для предприятия после проведения митинга, если он вообще состоится? Это усугубит или улучшит ситуацию в конфлитке бизнеса и власти?

— Не считаю, что это можно назвать конфликтом бизнеса и власти. Есть генподрядчик, который строил объект, по договоренности с заказчиком исправляя дефекты и работая над оптимизацией затрат. В процессе работ заказчик сменился и решил, что прежние договоренности его не устраивают, потому что они какие-то очень уж "мутные", если позволите. Возможно, поэтому такое взаимодействие сначала было остановлено, а затем и принято решение вовсе отказаться от него. При этом изначально претензий к генподрядчику не было, они возникли позже, когда была затеяна игра вокруг этого объекта.

Но несмотря на то, что заказчик, по сути, Правительство области, в данном конкретном случае нельзя говорить о конфликте бизнеса и власти. Есть конфликт хозяйствующих субъектов, заказчика и исполнителя, и обобщать не стоит. Кстати, именно это и собираются сделать организаторы митинга. Они будут переводить решение хозяйственных вопросов в политическую плоскость и играть на том, что сейчас власть к любым конфликтам относится очень чувствительно. Фактически идет попытка оказать прямое давление на сахалинское правительство.

Что касается перспектив, то тут надо понимать, что даже если сейчас удастся что-то решить путем давления, то в среднесрочной перспективе данная стратегия бесперспективна. Органы власти всегда выигрывают на марафонских дистанциях. Разве что Александр Веклич рассчитывает на скорую отставку руководства региона, но думается мне, напрасно.

— Как вы считаете, действия "Мехколонны" в виде неприкрытой атаки на власть могут привести к активизации силовиков? Стоит ли ждать каких-то проверок на более серьезном уровне?

— Можно не сомневаться, что силовики уже активизированы и без того, что вы называете "атакой на власть". Сейчас их сильно упрашивать не надо. Но митинг и перевод спора в "политическую плоскость" это тоже способ обеспечить некую "подушку безопасности". Например, теперь Веклич сможет говорить, что правоохранительные органы не просто расследуют нарушения в реализации проекта, а преследуют его по политическим мотивам. Схема напоминает ситуацию с Сергеем Фургалом в Хабаровске.

— Стоит ли, на ваш взгляд, ждать, что митинг "Недоверия к власти" сможет собрать много людей, или это воспринимается пока как локальная проблема предприятия?

— Безусловно, митинг, если состоится, соберет всех недовольных, причем не только властью и лично губернатором, а просто всех недовольных всем. Почти год пандемии показал, что у людей копится негатив, и он ищет выход. Митинг — отличная возможность для этого. Можно не сомневаться, что значительная часть участников придет на мероприятие для того, чтобы излить посильно накопившийся негатив против всего.

Кроме того, есть ощущение, что саму ситуацию, работников "Мехколонны" и даже самого Веклича в каком-то смысле могут использовать в качестве тарана другие более хитрые участники рынка в попытке оценить реакцию правительства и попробовать оказать на нее давление для будущих переговоров.

— Каким вы видите решение сложившейся ситуации?

— Решение у вопроса может быть только одно. Это должен быть диалог руководства "Мехколонны" с участим представителей их трудового коллектива (который похоже не до конца в курсе реальной ситуации) с заказчиком, может быть на площадке авторитетной организации по защите прав предпринимателей. Нельзя с одной стороны допустить продолжения практики "договорных строек", а с другой — нельзя загубить предприятие. Нужен компромисс.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость