27 августа 2021. Угольная отрасль Сахалина переживала разные времена. Были периоды подъема и резкого спада, восстановления и поступательного развития (как это происходит в наши дни). Менялись способы добычи угля — от самого примитивного, по сути ручного, до самого передового и инновационного, от закрытого до открытого (на смену рудникам и шахтам пришли разрезы), а угольная отрасль оставалась. Та самая, нефтегазовая, о которой так много говорят и пишут в последнее время, появилась значительно позже. Более того, на острове добыча "черного золота" началась раньше, чем в других дальневосточных бассейнах. По сути, именно угольная отрасль породила экономику и промышленность Сахалина. И является неотъемлемой составляющей истории области.
О месте, где много "черного камня", который хорошо горит, Геннадию Ивановичу Невельскому, выдающемуся мореплавателю и исследователю Дальнего Востока, рассказал нивх по имени Закован, который приехал однажды с острова Сахалин в Петровское зимовье на Амуре, рассказывается в книге "Область на островах" (авторы: П. А. Леонов, И. В. Панькин, И. Е. Белоусов), изданной в 1979 году в Москве.
Г.И. Невельской. Фото: rg.ru
В феврале 1852 года, по приказу Невельского, небольшая экспедиция в составе лейтенанта Бошняка, казака Парфентьева и нивха-переводчика Позвейна отправилась на собачьих упряжках проверить сведения Закована.
Исследовав западное побережье острова Сахалин, Бошняк открыл залежи каменного угля, о которых написал в докладе Невельскому так:
Природа, рассыпав его так щедро в изложенных местах, кажется, хотела уравновесить легкость добывания с трудностью доставки.
В 1853 году матросы русской паровой шхуны "Восток" на берегу мыса Дуэ загрузили в трюмы своего судна 15 тысяч пудов сахалинского угля. Здесь и была заложена первая на острове и Дальнем Востоке шахта — "Макарьевка".
Копи каменного угля на Сахалине (1894 год). Фото: Дальневосточная государственная научная библиотека
Как водится, об открытии месторождений каменного угля на Сахалине узнали алчные конкуренты — американские, английские, французские, японские дельцы, которые и раньше присматривались к острову.
В 1856 году команда флотского экипажа под начальством Н.В. Рудановского построила в Дуэ военный пост и заготовила несколько десятков тысяч пудов угля. В 1871 году на Сахалин был направлен горный инженер А. П. Кеппен, который тщательно разведал Дуйское месторождение и определил его примерный запас. И уже с 1875 года торговые суда, военно-морские корабли и порты дальневосточных морей России. Спустя 20 лет были известны залежи угля в 30 местах вдоль западного побережья острова.
Каменноугольная пристань. Фото: Дальневосточная государственная научная библиотека
В 1891 году горнопромышленным товариществом "Маковский и К°" были начаты разработки угля на шахте "Мгачи", к концу 90-х годов были введены в работу Владимировский и Александровский рудники. Общий объем добычи угля в начале XX века составлял всего 47 тысяч тонн, что удовлетворяло примерно одну четвертную часть потребности Дальнего Востока в угле.
Добыча угля на Сахалине, XIX век. Фото: Дальневосточная государственная научная библиотека
Давалось это неимоверным трудом, о котором Чехов писал следующим образом: "Рабочий с санками, которые весят пуд, взбирается ползком вверх темным и сырым коридором: это самая тяжкая часть работу: потом, нагрузив сани углем, возвращается назад".
А.П. Чехов. Фото: разворот книги (Дальневосточное книжное издательство)
Подневольный труд каторжан, крайне низкая организация производства не способствовали развитию отрасли. За 1860-1920 годы на Сахалине было добыто около 900 тысяч тонн угля, или в среднем по 15 тысяч тонн в год. А потом грянула Русско-японская война 1904-1905 годов, а затем оккупация острова Японией.
В 1925 году было проведено обследование шахт Северного Сахалина. Вывод Сахалинского бюро профессиональных союзов был неутешительным: "все каменноугольные рудники прекратили свое существование".
Возрождение угольной промышленности Сахалина начали с восстановления рудника Петровского с целью снабжения топливом Александровска.
Рудничные дворики. Фото: ЦГАКФФД СПб
В 1927 году на острове были созданы "Государственные Рогатинские каменноугольные копи" треста "Приморскуголь". С 1929 года угольной промышленностью острова осуществляло Сахалинское акционерное общество, за период существования которого добыча угля возросла в 4 раза и составила 44 тысячи тонн. В ноябре 1931 акционерное общество упразднили, создав трест "Сахалинуголь".
Темпы добычи угля непрерывно возрастали, в 1932 году сахалинские шахтеры добыли 160 тысяч тонн вместо 75 тысяч запланированных. Таким образом, план первой пятилетки был перевыполнен более чем в два раза.
С еще большим упорством и энтузиазмом трудились шахтеры острова в годы Великой Отечественной войны. За 1941-1945 годы они выдали сверх плана 229 тысяч тонн угля.
В послевоенные годы, после освобождения Южного Сахалина, начались работы по реконструкции старых и строительству новых шахт. Добыча угля за 1946-1977 годы возросла с 2,4 млн тонн почти до 5,8 млн тонн. На предприятиях угольной промышленности была проведена большая работа по внедрению средств механизации и автоматизации, значительно облегчен труд горняков. Увеличился комбайновый парк.
Добыча угля на Сахалине, ХХ век. Фото: Дальневосточная государственная научная библиотека
А потом началась перестройка, так называемая оптимизация отрасли, закрытие бесперспективных шахт, сокращение работников… Со слезами на глазах покидали шахтеры забои, где они трудились долгие годы…
Добыча угля, ХХ век. Фото: С. Фридлянд
Упор был сделан на разработку угля открытым способом. В 1983 году началась опытно-экспериментальная добыча на Солнцевском угольном разрезе в Углегорском районе. В 1986 году к окончанию разведывательных работ здесь было добыто 435 тысяч тонн полезных ископаемых. В 1987 году разработку разреза начало ЗАО "Солнцевское".
Поиски угля в этом месте начали ещё первые русские первопроходцы. К первым разработкам приступили японцы. Правда, делали они это шахтовым способом.
Более точные объемы залежей угля и его качественные характеристики Солнцевского сумели определить лишь советские геологи. Именно они доказали, что месторождение содержит 18 пластов угля мощностью почти до 16 м. При этом эти угли мало— и среднезольные. И, что немаловажно, залегают они в условиях, благоприятных для открытой разработки. А это сокращает производственные затраты.
Добыча угля, ХХ век. Фото: С. Фридлянд
Первоначально объемы добываемого угля были небольшими. За период с 1987 по 2003 годы было добыто только 4,4 млн тонн. Сказывалось много факторов, главный из которых — отсутствие капитальных вложений. В то время Солнцевское месторождение хоть и вызывало интерес у министерства угольной промышленности страны, однако финансирования не получало. Налаживать работу разреза приходилось собственными силами.
Ситуация начала кардинально меняться с момента вхождения ООО "Солнцевский угольный разрез" в структуру Восточной горнодобывающей компании.
Солнцевский угольный разрез. Фото: пресс-служба ВГК
На разрезе поэтапно приступили к модернизации производственного оборудования, стала появляться новая техника. Впервые встали под загрузку БелАЗы грузоподъемностью 130 тонн. Далее были приобрели экскаваторы Liebherr с объемом ковша 15 кубометров. После появились новейшие экскаваторы, самосвалы, бульдозеры и погрузчики Komatsu.
Транспортировка добытого угля. Фото: пресс-служба ВГК
В 2016 году руководство ВГК приняло решение инвестировать средства в передовое, высокопроизводительное горнотранспортное оборудование, не имеющее аналогов на Сахалине. Так на Солнцевском разрезе появились гиганты — БелАЗ грузоподъемностью 220 тонн, а также экскаваторы Komatsu и Hitachi с объемом ковша 23 кубометров. Объем добычи угля в 2016 году достиг 4 млн тонн (примерно столько же предприятие добывало в ХХ столетии за 10–15 лет).
Сегодня подтвержденные запасы угля в Солнцевском разрезе равны более 300 млн тонн (для сравнения, по официальным данным, общие запасы угля на Сахалине составляют порядка 2,7 млрд тонн). Этого хватит, чтобы с лихвой выполнять главную задачу, стоящую перед предприятием, — обеспечивать углем всех потребителей в области, включая немногочисленный частный сектор, до сих пор использующий печное отопление.
Сотрудники ВГК. Фото: пресс-служба ВГК
Однако объемы добычи и переработки угля, которые неуклонно растут, давно вынудили российских производителей искать новые рынки сбыта, выводить продукцию на экспорт.
Немаловажным является и то, что использование энергетического угля в Северо-Восточной Азии с каждым годом возрастает (по мнение экспертов, использование этого ресурса будет расти и достигнет своего пика только в 2027 году). Тем более что задачу выхода российского угля на азиатский рынок четко поставил президент РФ Владимир Путин.
На экспортные рельсы Солнцевское угольное месторождение встало еще в 2013 году, после того как ООО "СУP" вошло в состав "Восточной горнорудной компании". Выполнение важной государственной задачи потребовало новых управленческих решений.
В результате создания эффективной логистической связки с расположенным в 28 км "Угольным морским портом Шахтерск" производимый компанией энергетический уголь стал высококонкурентным на рынках стран Юго-Восточной Азии.
Угольный морской порт Шахтерск. Фото: пресс-служба ВГК
Этому способствовала реализация инвестиционной программы по модернизации производства и поэтапному наращиванию производительности.
Модернизация коснулась и Угольного морского порта Шахтерск — ключевого морского терминала Восточной горнорудной компании. Сегодня мощность берегового погрузочного комплекса позволяет обрабатывать более 4,4 тысяч тонн угля в час.
Угольный морской порт Шахтерск. Фото: пресс-служба ВГК
В порту реализуется уникальная для России программа рейдовой погрузки. В ее рамках уголь на рейде перегружается в сухогрузы-балкеры дедвейтом до рекордных 180 тысяч тонн. Для доставки угля на рейд используется собственный флот судов грузоподъемностью 650 тонн, 1,7 тысячи тонн и 3,5 тысячи тонн.
С недавних пор курс на модернизацию приобретает новый, где-то даже неожиданный вектор. Компания, занимающаяся добычей, переработкой и логистикой угля, по собственной инициативе начала осуществлять в Углегорском районе проекты в области декарбонизации. В рамках концепции "Зеленого угольного кластера" уже строится магистральный угольный конвейер длиной 23 км (!), самый протяженный в России.
Конвейер свяжет Солнцевский угольный разрез с Угольным морским портом Шахтерск, что позволит заменить использование автотранспорта при перевозке угля на логистику экономичным и экологичным способом. Мощность конвейера составит 4 тысячи тонн в час, а обеспечат его бесперебойное электроснабжение две строящиеся подстанции — "Конвейерная-1" и "Майская-1".
Как только мы запустим конвейер, большегрузы полностью уйдут с нашей перевозки. Останутся только машины, которые будут возить уголь по Сахалину. Но это будет уже совсем маленькое количество, машин 20. Я думаю, люди их даже не будут замечать,
— сказал Олег Мисевра в эфире "Вести. Сахалин и Курилы" ВГТРК.
Магистральный угольный конвейер. Фото: пресс-служба ВГК
Другой необычный и амбициозный проект ВГК в рамках "Зеленого угольного кластера" — строительство ветропарка суммарной мощностью 67,2 МВт (это будет самая мощная ветроэлектростанция не только в Сахалинской области, но и на всем Дальнем Востоке).
Проект позволит обеспечить большую часть потребностей по электроснабжению основных производственных мощностей ООО "ВГК" (Солнцевский угольный разрез, Угольный морской порт "Шахтерск" и магистральный конвейер).
В состав ветропарка будут входить 16 ветротурбин мощностью 4,2 МВт каждая, расположенных на участках с высоким потенциалом ветра.
Наконец, совместно с компанией "БелАЗ" ВГК разрабатывает пилотный проект по созданию карьерного самосвала на электротяге, который будет использовать внешний источник энергии от троллейных линий.
Современная техника. Фото: пресс-служба ВГК
В мае 2021 года проекты "Зеленого угольного кластера" были успешно представлены на встрече полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьера Правительства РФ Юрия Трутнева с инвесторами в Южно-Сахалинске.
По мнению специального представителя президента РФ по связям с международными организациями Анатолия Чубайса, Сахалинская область может стать моделью для будущих реформ в стране. События на Сахалине предопределят изменения в экономике России на ближайшие 10 лет. Во многом на данное мнение повлияло его посещение Солнцевского угольного разреза в июне 2021 года вместе с вместе с делегацией "УК "Роснано", представителями Всемирного Банка в РФ и правительство Сахалинской области.
На Сахалине реализуются новаторские проекты по декарбонизации и нейтрализации углеродного следа. Сегодня я познакомился с такими проектами наглядно. Это уникальный для России эксперимент, который можно и нужно успешно применять в других регионах РФ,
— дал высокую оценку проектам ВГК Анатолий Чубайс по итогам визита.
Сотрудники ВГК. Фото: пресс-служба ВГК
Стратегия развития активов Восточной горнорудной компании прочно связана с использованием современных технологий. Причем не только для увеличения производительности предприятия, но и для достижения грамотного и бережливого отношения к природе Сахалина согласно поставленной государством задаче по внедрению НДТ (наилучшие доступные технологии) с целью системного снижения нагрузок на экологию, отметили в компании.
Сотрудники ВГК. Фото: пресс-служба ВГК
Новая стратегия энергоэффективности, принятая компанией, предусматривает перевод производства на электричество из возобновляемого источника: от экскаватора с двигателем внутреннего сгорания — к экскаватору на электрической тяге, от карьерного самосвала — к троллейвозу, от транспортировки угля из разреза в порт автотранспортом — к магистральному контейнеру "разрез — порт", от грейфера — к ротору-реклаймеру. В итоге ежегодно не будет сжигаться 64 тысячи тонны условного топлива, и 176 тысяч тонн углекислого газа не попадут в атмосферу.
Как мы писали в начале нашего обзора, история угольной отрасли Сахалина имела разные периоды. Были в ней не совсем радостные и даже очень печальные страницы. То, что происходит в отрасли сегодня, несомненно, вселяет оптимизм.
Появление таких компаний, как ВГК, открывает новые перспективы развития отрасли — укрепление позиций РФ на рынках стран АТР, создание крупных добывающих предприятий полного цикла, внедряющих современные технологии, инициаторов прорывных проектов, в том числе в логистике и "зеленой экономике", партнеров властей региона в социальном развитии территории. Социальная ответственность угольной отрасли Сахалина является не просто модным трендом, а руководством к действию. Сегодня, действительно, нельзя заниматься бизнесом, не заботясь о территорию, на которой он осуществляется.
Сахалинский уголь по-прежнему служит людям, он востребован в своем регионе и на всем Дальнем Востоке, конкурентоспособен на мировом рынке.
Загрузка угля. Фото: пресс-служба ВГК
И тут, пожалуй, нужно упомянуть о феномене сахалинского бурого угля, которым в последние годы так заинтересовались в Северо-восточной и Юго-Восточной Азии. И дело не только в возросшем спросе на энергетический уголь в этом регионе (бурый уголь сегодня добывают на всех континентах и во многих странах). А в том, что на языке потребителя называется "соотношение цены и стабильного качества". Так, технологии фракционной обработки добытого на Солнцевском разрезе угля позволяют подготовить экспортный товар, как говорится, "под заказ".
По своему составу бурый уголь марки ЗБ, добываемый на разрезе, вроде бы не является чем-то особенным. В прежнее время подобный применялся исключительно для отопления в мелких котельных и частных домах.
Загрузка угля. Фото: пресс-служба ВГК
Однако современные технологии расширили сферу применения угля 3Б. Сегодня его используют и на крупных электростанциях, и в промышленном производстве, и в химической отрасли. Из него, например, научились производить синтетический или генераторный газ, который является идеальным сырьем для производства продуктов органической химии, в том числе различных видов моторного топлива второго поколения.
Так что у сахалинского энергетического угля в АТР большое будущее. Соответственно, у ВГК, про который в определенном смысле можно сказать, что сегодня он и есть сахалинский уголь, большие планы.
Как рассказали в компании, в 2021 году планируется добыть в общей сложности 12 млн тонн угля (на 9,1% больше, чем в 2020 году).
Загрузка угля. Фото: пресс-служба ВГК
Нарастить угледобычу ВГК планирует за счет увеличения мощности Солнцевского угольного разреза и повышения производительности оборудования, расширения парка горно-транспортной техники, а также цифровизации производственных процессов. В перспективе компания намерена выйти на добычу 20 млн тонн угля ежегодно. Кроме того, строительство 23-километрового конвейера от разреза до морского порта Шахтерск позволит увеличить отгрузку топлива потребителям до аналогичного показателя.