19 октября 2021. 18 октября в Ванино Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросу развития портовой инфраструктуры в Хабаровском крае. Развитию инфраструктуры и привлечению инвестиции способствует преференциальный режим свободного порта, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Дальневосточные порты — ключевые экспортные ворота России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Их бесперебойное функционирование и своевременная модернизация являются одними из драйверов роста не только экономики Дальнего Востока, но и всей страны. Мы должны своевременно реагировать на вызовы рынка, предугадывать его конъюнктуру, — открыл совещание Юрий Трутнев.
На Дальнем Востоке расположено 19 морских портов общей мощностью на начало 2021 года 289,4 млн тонн в год. Как заметил вице-премьер, при снижении на 2,3% по итогам 2020 года объема перевозок грузов через российские морские порты грузооборот Дальневосточного бассейна вырос на 4,6% (223,2 млн тонн или 27,2% от общего грузооборота). Тенденция по увеличению фиксируется и в этом году: за девять месяцев грузооборот увеличился на 0,9% к аналогичному периоду 2020 года (168,6 млн тонн).
Согласно Реестру морских портов РФ, в Хабаровском крае действует пять морских портов — Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Их грузооборот за 2020 год составил 47,8 млн тонн (105% к уровню 2019 года), а за девять месяцев 2021 года — 37 млн тонн (103% к аналогичному периоду прошлого года).
Развитию портовой инфраструктуры и привлечению инвестиции способствует преференциальный режим свободного порта. В Хабаровском крае этот режим действует в Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах. Статус резидентов свободного порта имеют 22 предприятия, реализующие проекты с объемом заявленных инвестиций порядка 156 млрд рублей. Планируется создание более 5 тысяч рабочих мест. Общий объем заявленных инвестиций резидентов СПВ в развитие портовой инфраструктуры Хабаровского края составляет 151,6 млрд рублей, фактически вложено более 41 млрд рублей.
Так, в морском порту Ванино компания "ВаниноТрансУголь" реализовала первую очередь проекта транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, компания "Прайм" строит морской терминал на мысе Токи, "Дальтрансуголь" планирует увеличить мощность перевалки угля до 40 млн тонн угля в год. В Советской Гавани "Ремсталь" строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая, с учетом реализуемых инвестиционных проектов мощность морских портов Хабаровского края в 2025 году увеличится до 90 млн тонн в год, в том числе по грузам, транспортировка которых идет через железную дорогу — до 72,9 млн тонн в год (плюс 24 млн тонн в год к уровню начала 2021 года). К 2030 году планируется выйти на мощность портов Хабаровского края в 110 млн тонн в год, том числе по грузам, завязанным на железную дорогу — порядка 90 млн тонн.
ОАО "РЖД" ведет работы по реализации второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, предусматривающего увеличение провозной способности ключевого для развития портов Хабаровского края участка Байкало-Амурской магистрали от станции Комсомольск-Сортировочный до станции Ванино с текущих 39,8 млн тонн в год до 81,8 млн тонн.
Вместе с тем медленный темп строительства железнодорожной инфраструктуры является основным сдерживающим фактором интенсивного развития дальневосточных портов.
— Развитие инфраструктуры портов, подвозных железнодорожных путей имеет принципиальное значение для реализации инвестиционных проектов на территории Хабаровского края и всего Дальнего Востока. Проблемы возникают в синхронизации планов модернизации железных дорог с развитием портовых мощностей. По информации "Российских железных дорог", в 2023 году будут обеспечены необходимые провозные мощности, чтобы порты Хабаровского края были полностью загружены. На сегодняшний день значительная часть произведенной продукции (около 15 млн тонн угля с Дальнего Востока) не вывозится по причине проблем с железнодорожным сообщением. Инвесторы несут убытки в силу разрыва между возможным объемом перевозок по железной дороге и возможной отгрузкой в портах. Портовые мощности используются неполностью. "Российским железным дорогам" надо ускорить работу, — подчеркнул Юрий Трутнев.
Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития России и ОАО "РЖД" провести анализ исполнения соглашений с инвесторами Ванино — Советскогаванского транспортного узла по вопросу полноты вывоза предъявляемых к перевозке грузов.
Об обеспечении стабильного авиасообщения между Хабаровском и Советской Гаванью доложил глава региона Михаил Дегтярёв. За 2020 год по этому маршруту региональная компания КГУП "Хабаровские авиалинии" выполнила 158 регулярных рейсов, перевезла 2741 пассажира. За девять месяцев 2021 года выполнено 136 регулярных рейсов, перевезено 3 038 пассажиров. Всего программой полётов в этом году запланировано 187 рейсов, будет перевезено 4 137 пассажиров. В следующем году программой полётов краевого предприятия запланировано 186 рейсов, планируется перевезти 4 114 пассажиров.
По словам генерального директора АО "Авиакомпания "Аврора" Константина Сухоребрика, единая дальневосточная авиакомпания перевезла более 28 тысяч пассажиров по 20 социально значимым маршрутам ДФО. Новые рейсы охватывают такие города, как Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Николаевск-на-Амуре, Зея, Тында, Оха, Советская Гавань, и поселки городского типа — Кавалерово, Шахтерск и Ноглики.
Благодаря поддержке из федерального бюджета в рамках новых маршрутов единой дальневосточной авиакомпании жители Советской Гавани получили возможность в кратчайшие временные рамки добираться воздушным транспортом, в том числе до Южно-Сахалинска и Владивостока.
Востребованность рейсов единой дальневосточной авиакомпании показывает, что авиасообщение Ванино и Советской Гавани с Хабаровском можно улучшить, запустив новый рейс на более комфортабельном и новом самолете большей вместимости, и обеспечив удобную стыковку с другими рейсами в Хабаровске. Авиакомпания "Аврора" предложила правительству Хабаровского края и крупным промышленным предприятиям региона организовать устойчивое круглогодичное авиасообщение и ожидает решения о запуске рейса, — добавил Константин Сухоребрик.
Юрий Трутнев поручил единой дальневосточной авиакомпании "Аврора" представить доклад о результатах работы компании за 2021 год и предложения по дальнейшему развитию программы социально значимых авиаперевозок в ДФО.
Также вице-премьер поручил правительству Хабаровского края принять меры по приведению в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и местных автомобильных дорог в Советско-Гаванском и Ванинском муниципальных районах.
Для развития Дальнего Востока состояние портовых мощностей имеет стратегическое значение. Значительная часть продукции отпускается на экспорт. Кроме того, всё восточное побережье является началом Северного морского пути. Когда мы говорим о загрузке Северного морского пути, об его использовании в качестве глобального транспортного коридора, то не заниматься развитием портов восточного побережья невозможно, — подвел итоги совещания Юрий Трутнев.