28 октября 2021. "Мне доверили управлять регионом, и я стараюсь следовать всем пожеланиям", — именно такие слова произнес Валерий Лимаренко после первого года работы губернатором Сахалинской области в 2020 году. Еще тогда, на старте, глава региона обозначил, что власть должна быть открыта для людей, а эффективность реализации тех или иных проектов должна оцениваться не в цифрах и показателях, а в степени удовлетворенности сахалинцев и курильчан проделанной властью работой. В этом году исполнилось два года с момента избрания Валерия Лимаренко на пост губернатора Сахалинской области. И за это время, по мнению политологов, ему удалось не только обозначить новый формат работы власти, но и добиться реального перестроения системы и, что важнее, сознания чиновников, сообщает ИА SakhalinMedia.
Система управления островным регионом с приходом Лимаренко была кардинально перестроена. Правительство, органы исполнительной и муниципальной власти стали по-настоящему открытыми. В кадровых вопросах особое значение приобрели компетенции, опыт и навыки кандидатов, а не лояльность или близость к первому лицу. Четкая постановка задач, контроль их исполнения и конкретные временные рамки позволили в сжатые сроки эффективно решать проблемы региона и стремиться к достижению лучших по стране результатов.
"Лимаренко удалось выстроить довольно эффективную систему управления регионом, при этом повысив публичность работы правительства Сахалинской области. Каждому органу исполнительной власти — министерству или ведомству ставятся понятные и четко определенные задачи, — сказал политолог Сергей Гребенюк. — При этом несколько раз за год проводится подбивка итогов промежуточных целей. Все это проходит максимально публично, и каждый руководитель органа исполнительной власти или ведомства получает оценку или корректировку своей деятельности".
Это говорит о том, что Валерий Лимаренко переносит эффективные практики управления из госкорпораций, бизнеса на систему регионального управления, не позволяя чиновникам уходить от реальности, сгоняя их в четкую границу планирования, — отметил эксперт.
Встреча с населением на Кунашире. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
"Людям нужен губернатор, который будет с ними общаться, разъяснять свои решения, будет открытым и доступным для обратной связи", — такое мнение высказал политолог Сергей Гребенюк, комментируя результативность и важность одной из многочисленных прямых линий Валерия Лимаренко.
Сахалинский губернатор не только требует открытости от своих подчиненных, но и личным примером демонстрирует "новые стандарты открытости чиновничьего звена". По мнению политолога Павла Наливайко, губернатор делает так, чтобы контакт власти и населения был эффективным — чтобы чиновники доводили ту или иную ситуацию до конца, а не формально обозначались перед людьми.
Те форматы, которые сейчас внедряет глава Сахалинской области в региональную политическую систему, они как раз таки призваны сделать так, чтобы губернатор из первых уст получал объективную картину мира. Ведь сам Лимаренко недавно признавался, что во время поездок в один из районов ему пытались показать потемкинскую деревню: когда один из сотрудников медучреждения рассказывал о том, как все хорошо. Но губернатор это пресек, — отметил Наливайко. — Подобную картину, по словам эксперта нечасто встретишь в других субъектах, где большинство губернаторов пытается идти по пути популизма и стараются каким-то образом играть на эмоциях людей.
Поэтому глава региона как раз идет по совершенно грамотному пути, считает политолог. Он старается делать так, чтобы люди видели конкретные результаты работы.
Здорово, что Валерий Лимаренко использует формат прямых линий помимо социальных сетей, личных приемов и встреч с трудовыми коллективами, — считает эксперт Сергей Гребенюк.
Он также добавляет, что эффективность прямой линии зависит от того, тонет ли губернатор в негативе или показывает, что готов по ходу обсуждения решать проблемы, с которыми к нему обращаются жители региона. В этом плане Валерий Лимаренко демонстрирует погруженность в региональную проблематику и способность трансформировать проблемы в конкретные поручения и задачи, в том числе для глав муниципалитетов.
Политолог Андрей Кудисов связывает также особое внимание Валерия Лимаренко к информационной открытости с тем, что Сахалинская область является лидером в определенных сферах и участвует в пилотных проектах, от которых во многом будет определяться вектор будущего развития экономики всей страны.
Прежде всего, я имею в виду декарбонизацию, производство водорода. В условиях реализации таких масштабных проектов повышение степени открытости и доступности именно с использованием современных технологий и средств коммуникации становится все ценнее. Другое дело, нужно построить процесс таким образом, чтобы дело не ограничивалось констатацией фактов наличия проблемы, а предпринимались реальные усилия и шаги, чтобы ее оперативно устранить. Я думаю, что с этой точки зрения управленческая команда Сахалинской области движется в верном направлении, — добавил политолог.
Однако тренд на "информационную открытость", по словам Андрея Кудисова, был задан еще с 2016 года. И то, что в Сахалинской области этому уделяется должное внимание, дает "свои" результаты.
Результаты эти сказываются не только на том, что чиновники получают более оперативную и достоверную информацию о том, что происходит на местах. Несмотря на то, что поправки в Конституцию у нас провозгласили формирование единой системы публичной власти, процесс этот идет, и он еще далеко не завершен. Муниципальная ветвь, которая ближе всего к гражданам, вызывает больше всего нареканий. Но действующее законодательство таково, что есть определенные коллизии, с которыми нужно разбираться. Информационная система, которая позволяет более-менее адекватно оценивать ситуацию, в том числе контролировать отчеты и информацию, поступающую от муниципального уровня, повышает эффективность работы самой управленческой команды, — отметил Андрей Кудисов.