3 декабря 2021. Ксения СИМЧУГОВА. В месте, где частенько гуляют морские шторма и оседают густые туманы, одиноко пришвартовался к берегу старый заброшенный маяк. Уникальное сооружение на небольшой скале Сивучья в южной части Сахалина в 1939 году возвели японцы. В этих местах разбился не один корабль, прежде чем руководство префектуры Карафуто приняли такое решение. Маяк служил ориентиром проходившим мимо морским судам. Сегодня уникальное архитектурное сооружение утратило былую функцию, но продолжает впечатлять своим видом. И та разруха, что поселилась на нем более 30 лет назад, впечатляет не меньше. Наконец-то маяк Анива привлек внимание не только туристов, но и ответственных за его дальнейшее сохранение, сообщает ИА SakhalinMedia
Поговаривают, что само Министерство обороны ищет подрядчика для реконструкции маяка. Будет ли это капитальный ремонт или легкая реставрация, пока не известно, но кажется появилась возможность спасти от полного разрушения теперь уже исторический памятник Сахалинской области.
— Я с большим воодушевлением встретил весть о том, что началась работа по подготовке проектной документации, направленной на сохранение этого уникального объекта, — комментирует сахалинский историк — краевед Игорь Самарин. — То, как будет сделана реставрация, покажет время. Важно подойти к этому очень ответственно. Маячное сооружение является интересным представителем мировой фарологии и уникальным памятником истории строительной техники. На сегодняшний день скальных маяков, построенных в таких сложных географических и геологических условиях, на земле практически нет. А Сахалинская область является регионом, на территории которого находится такой объект, и к этому надо относиться с почетом.
Маяк Анива. Фото: компания AEROMAX
С почетом стоило бы отнестись и к первоначальной модели маяка, и по возможности вернуть сооружению былой облик.
— Хотелось бы верить в то, что при реконструкции маяка за основу возьмут первоначальный проект, который был разработан и воплощён в жизнь японским инженером Миура Синобу. На мой взгляд, это было бы правильно, — комментирует Игорь Анатольевич. — У меня хранится целый набор схем, выполненных на этом маяке в разное время. Это и проектные чертежи, которые были разработаны инженером Миура Синобу в конце 30-х годов и чертежи перепланировок, которые там производились уже в послевоенное время. Предположив, что они будут полезны, я передал их компании, которая проводит техническое обследование маяка. В схемах есть все вплоть до металлической арматуры, которая была использована при строительстве.
Сегодня сложно сказать, когда именно был задуман проект маяка и сколько времени понадобилось на его возведение. Известно, что заработал навигационный морской ориентир в 1939 году. Бетонная башня практически не отличалась своим цветом от окружающих ее скал, за счет чего гармонично слилась с природой. В высоту сооружение достигало 31 метр. Цокольный этаж был оборудован дизельными двигателями и аккумуляторами. На первом располагались продовольственные склады, на втором — радиорубка и аппаратная. Третий, четвертый и пятый этажи заняли жилые комнаты. Шестой стал кладовой для ценных припасов. На трех последних верхних этажах размещались механизмы пневматической сирены, ее рупор был установлен на крыше эркера. На девятом построили вращательный механизм оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, она использовалась в качестве подшипника. Его приводил в движение часовой механизм. Внутри винтовой лестницы, ведущей до самого верха башни, проходила труба. Там была подвешена 270-килограммовая гиря, которая опускалась за три часа, вращая тем самым осветительный прибор. После этого маячник должен был заводить систему заново.
— Если мы будем сравнивать планировку маяка 30-40-х годов с современной, то увидим, что послевоенные пользователи этого сооружения переделали маяк по-своему. То есть там, где у японского персонала были, к примеру жилые помещения, советские солдаты соорудили складские. А там, где у японцев были склады, обустроили общественные комнаты. Изначально этот маяк предполагал наличие наутофона — акустической установки, которая во время сильного тумана должна была подавать звуковые сигналы проходящим мимо судам. В 1950 годы наутофон был разобран и уничтожен. Потом, правда, там установили электрическую акустическую систему. Судя по фотографиям, это были 50-60-е годы, со временем демонтируют и ее, — поясняет краевед.
Маяк Анива, по праву считается визитной карточкой Сахалина. Фото: компания AEROMAX
На месте акустического оборудования, в верхней части ствола маячной колонны, сегодня стоят несколько расширительных баков, которые всерьез утяжеляют конструкцию. По словам исследователей, у японских и русских солдат само отношение к функционированию маяка значительно разнилось. Японцы жили на маяке только во время навигации (с апреля по декабрь), а вот советский экипаж находился там практически круглогодично.
— Если менталитет японского жителя Сахалина предполагал стойко переносить суровый климат и обходится минимальными источниками тепла, то для русского человека это было неприемлемо. Так, в отличие от японцев, которые имели две максимум четыре небольшие печки-буржуйки, о чем свидетельствуют сохранившиеся дымоходы, советские солдаты проложили на маяке целую систему парового отопления. Там были поставлены котлы, установлены расширительные баки. Строители пробили все несущие этажи, выбили отверстия, через которые пропустили трубы. Все это изменило конструктив и просто обезобразило интерьеры уникального объекта, — сетует Игорь Самарин.
Советские моряки будто делали все наперекор японцам, безжалостно истребляя маяк. В тех местах, где японцами были проложены бетонные полы, постелили дощатые, там, где были дощатые, залили бетоном. Многочисленные перепланировки со сломом старых японских стен и возведение новых, установка немыслимых систем обогрева и прочие манипуляции в дальнейшем привели к медленному, но верному разрушению маяка. В 1958 году был надстроен третий этаж из бетонных блоков. С 1990 года постоянных работников на маяке больше не было, маяк переоборудовали в атомный, так он проработал до 2006 года. После изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.
— Я предлагаю раз и навсегда прекратить авантюристические путешествия в виде карабканья по крутым скалам и руинам маяка, а вместо этого восстановить штатную лестницу, которая вела на маяк и была относительно безопасной. К сожалению, время не пощадило ее. В 2004 году ее остатки еще можно было увидеть, сегодня от нее не осталось и следа, — отмечает Игорь Анатольевич. — Главное, что угрожает технической целостности маяка и, конечно, искажает его внешний облик, — это совершенно безумная надстройка на третьем этаже. Мало того, что она обезобразила изначальный облик сооружения, так еще и внесла серьезные изменения в несущую конструкцию. Строители в конце 50-х годов нещадно долбили ствол маячной башни, врубая туда металлические балки. Сейчас эта конструкция находится в полуразрушенном состоянии, постоянно накапливая влагу, что вызывает дальнейшее разрушение всей конструкции. На мой взгляд, без этого сооружения маяк простоял бы куда дольше. Надстройка серьезно утяжеляет расчетную мощность конструкции, поэтому первое, что нужно сделать, — демонтировать ее.
В теплые дни на маяк старается попасть множество туристов. Фото: компания AEROMAX
Сердце маяка — фонарь, расположенный на самой верхней доли строения. В башенке со штормовыми окнами и балконом был размещен светооптический аппарат.
— Эту часть будет тяжело восстановить, здесь надо продумать множество деталей: воссоздать все железные и металлические элементы, которые находятся в очень плохом состоянии. Очень сильно пострадало само основание маяка, в этом огромную роль сыграли внешние факторы. В общем, работа по реконструкции станет довольно затратной и трудоемкой, — отметил историк.
С одной из первостепенных и непростых задач по реставрации маяка, а именно с его детальным обследованием, успешно справилась компания ООО "Сахалинская геология". Специалисты за короткий срок воссоздали четкую трехмерную модель маяка.
— Прежде чем строителям принять какие-либо проектные решения, надо понимать текущее состояние объекта. Для его обследования можно было использовать несколько способов. К примеру, найти старую проектную документацию, по которой косвенно можно было все изучить. Но такая информация не будет достоверной, поэтому маяк необходимо было натурно обследовать, — объясняет генеральный директор ООО "Сахалинская геология" Алексей Лихачев. — Маяк "Анива" — сложное архитектурное сооружение, измерять его традиционным способом с линейкой в руках затратно по силам и времени. Поэтому мы решили пойти простым, но не менее точным путем, используя цифровые технологии.
К обследованию маяка геологи подключили специалистов компании "Аэромакс". Фирма является инновационным центром по развитию гражданских беспилотных проектов и цифровых геоинформационных платформ. "Аэромакс" оказывает полный спектр услуг с применением беспилотных авиационных систем, является разработчиком специализированных отраслевых IT-решений для разных сфер бизнеса.
— Представители компании "Аэромакс" с интересом взялись за дело. Для них это был своего рода эксперимент, ведь обследовать похожие сооружения ранее не доводилось. Здесь свою роль сыграла и географическая отдаленность маяка, — поясняет Алексей Александрович. — Специалисты по IT-технологиям замерили и изготовили цифровую модель объекта. Обмерные работы произвели с помощью квадрокоптеров. Летая вокруг маяка, техника не просто делала съемку, датчик, посылая сигнал, фиксировал замеры. С помощью летательных аппаратов удалось установить размер окружности, высоту и даже толщину стен японского строения. Размеры объекта совпадают с сантиметровой точностью. Собрав с помощью компьютерных программ отработанные фото и видеозаписи, специалисты получили цифровую модель со всеми размерами. Ее можно увеличивать, просмотреть имеющиеся на маяке дефекты, трещины и прочее.
Геологическая экспедиция на маяке. Фото: компания AEROMAX
Эксперимент удался, благодаря "Аэромаксу" появилась фотореалистическая измеряемая трехмерная модель маяка.
— Само по себе местонахождение объекта, даже с точки зрения съемки беспилотниками, достаточно сложное. Маяк стоит в море на маленьком островке, постоянно продувается сильными ветрами. Это ограничивает возможность использования беспилотников, к счастью, для работы нам удалось выбрать ясный день, — рассказывает директор сахалинского обособленного подразделения компании "Аэромакс" Дмитрий Харитонов. — Перед выездом на маяк, мы детально изучили конфигурацию маяка, его место расположения. После стало понятно, какую технику использовать. Нами была проведена аэрофотосъемка и воздушно-лазерное сканирование объекта. Внутренние объекты фотографировали обычным фотоаппаратом. В целом результат получили хороший. Сегодня наши специалисты работают над детальной сборкой модели. Пока я не слышал, чтобы на Сахалине использовали подобный принцип работы. Для нашего подразделения это была очень интересная задача, до этого приходилось снимать только обычные наземные объекты. Чтобы работа на маяке принесла результат, мы предварительно потренировались на водонапорных башнях. То есть в экспедицию поехали уже подготовленными.
Обособленное подразделение компании "Аэромакс" появилось на сахалинском рынке в 2020 году. Сегодня компания оказывает полный спектр услуг с применением беспилотных авиационных систем, является разработчиком специализированных отраслевых IT-решений для различных сфер бизнеса. Представители компании "Аэромакс" используют индивидуальный подход в зависимости от потребностей бизнеса, и в каждом конкретном случае предлагают оптимальную конфигурацию оборудования и программного обеспечения. Такой подход позволяет эффективно решать поставленные заказчиками задачи. Всю собранную в процессе работы информацию специалисты предоставляют в наглядном формате, удобном для дальнейшего использования.
Благодаря передовым технологиям сахалинские геологи сэкономили кучу времени. Ведь только на обмерные работы пришлось бы потратить не меньше месяца. К тому же надо было нанимать альпинистов, чтобы измерить каждую деталь геодезическими приборами. Но за счет передовых технологий команда геологов справилась с задачей за одну рабочую смену.
— Наши партнеры отсняли обе части маяка: внешнюю и внутреннюю, когда срастили оба видео, получили толщину стенок, ну и, конечно, визуализацию картинки. Это что-то вроде компьютерного дизайна дома, когда ты можешь просмотреть интерьер, виртуально пройтись по всем комнатам, — комментирует Алексей Лихачев. — Первый этап мы закончили и получили замеры. Теперь, имея физические величины, площади и объемы всех поверхностей, нам предстоит обследовать строительные конструкции. Для начала досконально изучили объект. Благодаря краеведу Игорю Самарину удалось установить автора проекта и воочию увидеть оригинальные японские чертежи. Кроме того, мы узнали, что строительная база японцев располагалась на берегу в радиусе восьми километров от маяка. Уверен, эта информация поможет будущим строителям при реконструкции объекта, укажет, где лучше расположить строительный лагерь. Имея чертежи, мы знаем, какие использовались строительные материалы — на схемах подписаны все механические характеристики.
Собирая необходимую информацию об объекте, геологам все же пришлось поработать натурно, обойдя с рулеткой каждое внутреннее помещение маяка. Сделав замеры, специалисты составили эскизы разрушенных комнат. В процессе предстояло зафиксировать все разрушения вплоть до мельчайших трещин.
— Теперь остается проанализировать каждую трещину, насколько она может быть опасной, и в процентном соотношении выявить полный объем повреждений. Проводя исследования, мы также определили физико-механические свойства материалов: ультразвуковыми методами подтвердили класс бетона, выявили, на какой глубине находятся стержни арматуры и прочее, — продолжает руководитель ООО "Сахалинская геология" Алексей Лихачев. — Мы изъяли с объекта образец бетона и отправили в московский железобетонный институт, чтобы определить состав строительной смеси. В дальнейшем это должно помочь проектировщикам принять правильные решения в ходе восстановительных работ. Понять, какие лучше применять материалы. Наша задача — выдать все исходные данные.
Одиноко красуется у берегов Сахалина. Фото: компания AEROMAX
Повреждения на маяке в большей степени связаны с суровыми климатическими условиями. Постоянный напор ветра, соленой воды, торошение льдов — главные факторы разрушения. Нельзя списывать со счетов и нелепую надстройку.
— Во-первых, ее сделали из камня, его мы тоже отправили на исследования. Советские строители сформировали очень тяжелые бетонные блоки, каждый из них весом порядка 40 килограммов. А это дополнительные нагрузки на основание, на скалу, на стены нижних этажей и перекрытий. Из-за этой надстройки здание значительно пострадало. В целом маяк спроектирован очень грамотно, там было обеспечено все необходимое — сделана вентиляция, отопление, — говорит Алексей Александрович. — Работа на маяке нас очень заинтересовала. Главная цель заключалась в использовании новых технологий, до этого мы так не работали. Сейчас компьютерные технологии широко внедряются в нашу сферу, это очень удобно. На выходе мы получили не бумажные чертежи, а цифровую модель, которую легко просмотреть. Кто знает, возможно, когда-нибудь она станет музейным экспонатом. Кстати, насколько мне известно, по завершению строительства модель маяка Анива (его уменьшенная копия) была подарена императору Японии.
В ближайшее время геологами будет сформировано официальное заключение. Это будет подробное описание объекта по каждой конструкции, начиная с фундамента и заканчивая фонарем, с указанием физического износа. К заключению приложат и описание окружающей местности. Предварительно можно сказать, что объем ремонтно-восстановительных работ будет серьезный. Говоря о реконструкции маяка, встает интересный вопрос: возьмутся ли строители восстанавливать его внутреннюю отделку?
Маяк "Анива" по праву считается визитной карточкой нашего острова, и очень жаль, что уникальную постройку сегодня продолжают безжалостно добивать тайфуны, вандалы и время, которое давно могли направить на восстановление исторического памятника.