С элементами магии: сахалинские аниматоры показали, как снимают мультфильмы

Премьеру анимационного фильма, снятого по мотивам сказки Сумочки милка сахалинского писателя Елены Намаконовой, ожидают в нынешнем году
Героиня сказки
Фото: Владимир Ижендеев

31 марта 2022. Теперь про культуру коренных народов Севера Сахалина можно узнать не только из книг, но и из мультфильмов. Островные деятели искусств работают над экранизацией уже второго произведения из сборника "Сказки над рекой" (0+) Елены Намаконовой. Детские произведения, написанные по мотивам нивхского фольклора, отражают глубокий смысл и давние традиции малочисленных народов Севера.

В прошлом году автор сказок презентовала мультфильм "Брусничный колокольчик" (0+). Картина вызвала немалый интерес публики, в первую очередь, ее решили транслировать в образовательных целях. Скоро на сахалинский экран выйдет второй анимационный фильм, на съемках которого побывал корр. ИА SakhalinMedia.

Основная работа над мультфильмом проходит в небольшой самостоятельно оборудованной киностудии, место для которой предоставило ГАУК "Кинодосуговое объединение". Рядом со съемочной площадкой мастерская декоративно-прикладного искусства, именно здесь создают героев мультфильма и декорации.

Елена Ивановна Полец в съемочной группе оказалась случайно, здесь она работает над созданием сказочных персонажей.

— В прошлом году я принимала участие в выставке "Медведь многоликий", организованной Областным центром народного творчества. В качестве экспонатов представляла своих медведей, сшитых из плюша. Я очень люблю шить разные куклы, давно этим увлекаюсь. На выставке мою коллекцию медведей увидела Елена Намаконова и предложила поучаствовать в создании персонажей для мультфильма. Первым делом я отдала одного мишку из коллекции. Так на экране появился рассказчик — медведю поручили озвучивать авторский текст, — улыбается мастерица. — Для сказки я изготавливаю еще несколько персонажей, в данный момент шью куклу из старой перчатки. Все ткани для пошива натуральные: лен, мешковина, рыбья кожа перья и мех. На создание одной куклы уходит в среднем полдня, но нашей команде требуется больше времени, ведь мы можем собираться только после своей основной работы.

На столах рукодельниц можно увидеть разное: от старых пуговиц и перчаток до бумажных цветов и фрагментов натурального дерева. К примеру, синие шерстяные нитки стали морем, на берегу которого медведь, повествуя легенду о хитром охотнике, ловит рыбу. Да не лапой, а на деревянную удочку.

— Надо было как-то обыграть этот фрагмент, чтобы наш рассказчик не просто стоял в кадре, а делал что-то интересное. В какой-то момент пришла идея с удочкой, и, на мой взгляд, она удачно вписалась в экранизацию, — объясняет режиссер анимационного проекта Владимир Ижендеев.

Удачно вписалась не только удочка, но и другие элементы, которые персонажи покажут в мультфильме. Правда, сшитую для героев одежду из рыбьей кожи пришлось немного истрепать: уж больно дорого выглядит для жителей нивхской деревни.

— К созданию второго мультфильма мы подошли более основательно и пригласили консультанта. Евгений Панихин — актер Сахалинского театра кукол провел нам несколько уроков. Он показал, как правильно двигать куклу, чтобы она выражала нужную эмоцию в кадре. Как удачнее выставить свет на съемочной площадке, а самому быть незаметным для зрителя и еще множество тонкостей и секретов. Кстати, именно актеры Театра кукол подметили, что одежда для персонажей сказки выглядит дорого, а по сценарию герои из бедной деревни. Поэтому нам пришлось нашить заплатки на уже готовую одежду, а какую-то и вовсе немного изорвать, — признается автор сказки Елена Намаконова.

Метаморфоз на съемочной площадке возникает немало, приходилось даже переделывать уже готовые куклы.

— Сначала мы создали один персонаж, потом пришлось отпилить ему голову, — смеется Владимир Ижендеев. — Когда мы позвали на площадку профессионального актера, он объяснил, что куклы у нас очень жесткие и неподвижные. У кого-то не двигалась голова, у кого-то — руки и ноги. Прислушавшись к его рекомендациям, мы изменили многих персонажей, так они будто ожили на площадке.

И что только не сделаешь для успеха картины, главное, чтобы все выглядело как можно реалистичнее — иначе не удастся передать нужную атмосферу и окунуть зрителя в таинственный мир нивхского бытия. Культура коренных народов севера окутана множеством немыслимых легенд и поверий, здесь даже от обычной ложки веет магией.

— Деревянная ложка — интересный, редкий персонаж. Упоминание о ней мне встретилось только однажды, в книге Бронислава Пилсудского "Фольклор сахалинских нивхов" (6+). Ложка — воплощение злого духа, живущего в заброшенном доме. Конечно, встреча с ней сулит человеку большие неприятности, — объясняет Елена Намаконовна.

Деревянная ложка по сценарию вступает в борьбу с главным героем сказки. Последний до конца не уверен — сможет ли ее победить?

— Ложка упадет и расколется на три части. Оттуда выскочит уже другой персонаж — Деревянный старичок. По легенде он все это время жил внутри нее. Если ложка — воплощение зла, мощи и агрессии, то старичок — это хитрость, изворотливость и магия. Он будет искушать героя коварными предложениями: — Хочешь приворожу к тебе любую красавицу? Хочешь кусок золота от солнца для тебя отщипну? Наш герой должен пройти все испытания и поменяться в ходе истории. Из ленивого и беспечного охотника Пыхтанка в конце истории превратится в доброго и отзывчивого человека, который научился думать не только о себе, но и об окружающих, — поясняет писатель.

Особая роль в сюжете отведена сумочкам болотного чудища милка, именно с них начнутся невероятные приключения для Пыхтанки.

— Когда работаешь над экранизацией произведения, продумываешь, как будут выглядеть герои, в какой-то момент понимаешь, что персонаж начинает сам подсказывать, как ему поступить в определенной ситуации. Это невероятно, но в процессе ты чувствуешь, что у каждой куклы свой характер. За время съемок много раз приходилось отступать от основного сценария, что-то изменять, и, надо сказать, история не всегда упрощается, — рассказывает автор сказки.

Чем глубже идея, тем замысловатей декорации и персонажи, некоторые из них порой сами неожиданно приходят в сказку.

— В ходе работы мы знакомимся с разными людьми. Однажды среди экспонатов выставки, организованной Сахалинским областным краеведческим музеем, я увидела рыбку, собранную из окатанных морем деревянных палочек. Это как раз наша стилистика. Из подобного материала мы делаем некоторые элементы реквизита — традиционные нивхские домики, деревья, а иногда и сказочных героев. Сотрудники музея помогли найти контакты автора рыбки. Так мы познакомились с замечательной семьей Чекичевых. Благодаря их фантазии и мастерству на съемочной площадке появились еще несколько персонажей, в том числе — сова, которая умеет махать крыльями и "говорить", открывая клюв. Теперь она тоже герой нашей сказки. В общем, для этой картины мы собрали настоящий театр кукол. Я очень благодарна всем, кто нам помогает, — сказала писатель.

Идея создать анимационный фильм, отражающий нивхскую культуру, родилась в недрах Сахалинского областного центра народного творчества. За основу инициаторы проекта решили взять произведения автора книги "Сказки над рекой" Елены Намаконовой. Именно ей удалось собрать команду энтузиастов для воплощения мультипликационной идеи в жизнь. Производство мультфильмов стало возможным благодаря совместной работе сотрудников Областного центра народного творчества, ГАУК "Кинодосуговое объединение" и этно-лаборатории "Эльга".

Сценаристом анимационного проекта выступил Алексей Захаров, режиссер — Владимир Ижендеев, звукорежиссер — Вячеслав Карев. В изготовлении кукол принимали участие: Ольга Садинова, Елена Полец, Михаил Куров, семья Чекичевых, сотрудники ОЦНТ: Ольга Хурьюн, Галина Саменко, Наталья Насонова, Алена Каспрова.

Не пропустите! Премьера нового мультфильма "Сумочки Милка" (0+) выйдет на сахалинском экране летом 2022 года.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость