1 апреля. Углегорский морской порт расположен на западном побережье острова Сахалин на берегу Татарского пролива. В порту имеется 14 причалов, из которых 1 вспомогательный, 4 пассажирских и 9 для прочих грузов. Порт осуществляет перевалку лесных грузов, бумаги, угля, металла и прочих материалов, сообщает ИA SakhalinMedia.
Углегорский порт возник на месте поселка айнов Этуутуру, что на местном диалекте означает "между мысами". Порт открыт для приема иностранных судов. Акватория порта включает в себя рейд, два ковша и устье реки Углегорки. Берега реки низкие, обрывистые. Она доступна в полную воду для судов с малой осадкой. Вход в реку огражден двумя дамбами. Ковши защищены молами, оградительными стенками.
Углегорский порт. Фото: Сахалинский областной краеведческий музей. Личный архив ветерана Углегорского порта Виктора Егоровича Дмитриевна
Гидротехнические сооружения порта в основном были построены в 1924-1925 гг. Северная оградительная стенка возведена в 40-е годы. Уже с осени 1945 года порт начал развиваться как единое целостное социалистическое предприятие. На территории морского порта был организован рыбрайон, одно из многих отделений рыбкомбината. Но советскому Углегорску необходим был торговый порт, который смог бы обеспечить район продуктами питания, техникой и вывозить уголь и бумагу. В первом годовом отчете администрации порта записано: "Углегорский морской торговый порт вступил в число действующих портов с 1 апреля 1946 года". Портовое хозяйство было разрушено войной. В порту стали восстанавливаться имевшиеся погрузочно-разгрузочные механизмы, в основном транспортеры, остатки складских помещений и площадок, приниматься жилой фонд и имевшийся в наличии флот. Первые суда в порту были обработаны флотом рыбокомбината, и только с 13 мая порту начали передаваться первые катера и плашкоуты. Тяжело было и с рабочей силой. Не было специалистов. Суда обрабатывались рабочими шахт. В результате мобилизации неработающего населения штат порта был доведен до 650 человек. За навигацию 1946 года было переработано 157 874 тонны груза, из них угля — 138 955 тонн. Обработано было 143 судна.
Первомайская демонстрация. Колонна порта возле строений порта, 1970 год. Фото: СОКМ НВФ-2877-7
Углегорский порт сегодня — второй по важности (после Холмска) на западном побережье острова — перерабатывает хозяйственные грузы, прибывшие с материка и предназначенные для промышленных предприятий города, а также отгружает уголь, лес на экспорт. Порт обслуживает российские и иностранные суда, осуществляет транспортно-экспедиторские и складские операции. Углегорский морской порт за свою историю развития претерпевал немало изменений организационного плана. В 2003 году было образовано ООО "Углегорский порт".
В 1946 году Сахалинская железная дорога начала работать в системе Министерства путей сообщения СССР
Сахалинская железная дорога — филиал ОАО "Российские железные дороги" — один из лидеров на региональном транспортном рынке: сегодня в общем объеме грузовых перевозок в Сахалинской области на нее приходится 40%. Она связывает юг и север острова Сахалин и является главной транспортной артерией области.
Общий вид станции Комсомольская. Поезд пока ещё ходит по кольцу против часовой стрелки, 1954 год. Фото: Личный архив Юрия Мамаева
Первые железнодорожные пути на Сахалине были проложены японцами в 1905-1906 годах — годах владения Японии Южным Сахалином. Общая длина японских государственных железных дорог Южного Сахалина составляла около 700 км. На всем ее протяжении имелось 127 станций. Паровозный парк дороги состоял из 101 паровоза, 105 пассажирских и 1640 товарных вагонов. Их обслуживало 7 тысяч человек. После освобождения Южного Сахалина в феврале 1946 года началась Российская история Сахалинской железной дороги. Народному комиссариату путей сообщения СССР было поручено до 10 февраля 1946 года принять железные дороги Сахалина и создать самостоятельное управление, укомплектовав его кадрами, обеспечив материальными и финансовыми средствами. С 1 апреля 1946 года железные дороги Южного Сахалина начали работу в системе Министерства путей сообщения СССР и стали именоваться "Южно-Сахалинская железная дорога". Для осуществления эксплуатационной деятельности, технического оснащения железнодорожного хозяйства и производства восстановительных работ в областном центре было образовано управление Южно-Сахалинской железной дороги (ЮСЖД). Первым начальником дороги был назначен А.Ф. Немченко, опытный инженер-железнодорожник, бывший первый заместитель начальника Амурской железной дороги. Началось становление Южно-Сахалинской железной дороги как одной из базовых отраслей экономики области.
Дизель-поезд Д2-008. Станция Холмск, 18 сентября 1987 год. Фото: oldsakhalin.ru
После объединения в январе 1947 года Южно-Сахалинской и Сахалинской областей и выхода из подчинения Хабаровскому краю в сфере железнодорожного транспорта произошли структурные изменения. В состав Южно-Сахалинской дороги в качестве самостоятельной хозяйственной единицы, имеющий свой баланс, вошла Северо-Сахалинская линия, которая позднее была передана на баланс объединения "Сахалиннефть". С 1956 по 1963 гг. проводилась реструктуризация железной дороги. Шестидесятые годы стали временем перехода от паровозов к тепловозам. В семидесятые годы Сахалин и материк соединила паромная переправа. Была решена проблема с разницей в ширине колеи на материке и Сахалине — организован пункт перестановки вагонов по узким сахалинским тоннелям, за что группа железнодорожников была удостоена премии Совета Министров СССР. Знаменательным для железнодорожников области стал 1992 год — постановлением Правительства РФ от 15 апреля на базе существующих предприятий, учреждений и организаций Сахалинского отделения ДВЖД создана самостоятельная Сахалинская железная дорога. В 1992-1995 гг. проведена полная замена грузового вагонного парка, началась замена локомотивов. В 1995 году в систему Сахалинской железной дороги был включен Южно-Сахалинский ТВРЗ.
Сегодня Сахалинская железная дорога — это более пяти тысяч работников, 34 станции, депо подвижного состава и 804 км подвижного пути, которые отличаются высокой насыщенностью сооружений. С 2001 года наблюдается постоянный рост основных производственных показателей предприятия. Увеличивается и пассажиропоток. В 2003 году начались широкомасштабные работы по реконструкции дороги — переходу на общесетевую российскую ширину колеи 1520 мм. Реконструкция Сахалинской железной дороги позволила заметно увеличить объемы перевозок, повысить скорость движения и качество обслуживания пассажиров. В 2005 году на Сахалинской железной дороге зафиксирован самый динамичный прирост объемов грузоперевозок среди 17 железных дорог — филиалов ОАО "РЖД".
В 1948 году был издан первый номер общественно-политической газеты МО "Холмский городской округ" "Сахалинский Моряк"
Общественно-политическая газета "Сахалинский моряк". Фото: pobeda-sakhalin.ru
Многотиражная газета "Сахалинский моряк" начала издаваться как орган парткома, управления Сахалинского пароходства и бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота. Первый номер "Сахалинского моряка" поступил подписчикам 1 апреля 1948 года. Редакция газеты в своей работе опиралась в основном на общественников: рабочих корреспондентов, тружеников флота, портов, управленческого аппарата. В 60-е — "Сахалинский моряк" стал использовать в своей работе все формы журналистской работы, публиковать биографические, научные и проблемные очерки. В номерах газеты стали появляться фельетоны.
Общественно-политическая газета "Сахалинский моряк". Фото: pobeda-sakhalin.ru
В 90-е годы прошлого столетия газета значительно увеличила читательскую аудиторию и стала позиционировать себя на региональном рынке периодики как еженедельник для всех и каждого, рассчитанный на разные социальные и возрастные группы населения района. С 2016 года "Сахалинский моряк" приходит в дома холмчан раз в месяц, и всякий раз читатели ждут свежий номер с нетерпением.
_________________________________________________________
См.: С днем рождения, Углегорский порт! // Ленин. слово. — 1991; Миненко Т. Цветы ветеранам / Т. Миненко // Совет. Сахалин. — 1986; Вахненко Р. В. Тихоокеанское побережье России: Сахалин и Курильские острова (мор. порты) / Р. В. Вахненко. — Владивосток, 1999; От Камышового хребта до Татарского пролива: Углегор. р-н: прошлое, настоящее, будущее / над текстом работали: А. С. Колесников [и др.]. — Хабаровск; [Южно-Сахалинск], 2006.
http://peb.libsakh.ru/