20 мая. Алексей Петрович Маресьев советский военный летчик-истребитель, герой Советского Союза, полковник. До конца 1938 года проходил службу на Сахалине авиамотористом в 12-м авиаотряде 2-й краснознамённой армии, действовавшей в составе Сахалинского пограничного отряда. Во время Великой Отечественной войны у Маресьева были ампутированы обе ступни, но несмотря на это, он вернулся на службу. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Является прототипом главного героя книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", сообщает ИА SakhalinMedia.
Официально считается, что Алексей Маресьев родился 7 мая 1916 года в уездном городе Камышине Саратовской губернии (с 10 января 1934 года Сталинградская область). Однако выставленная в апреле 2016 года в Жирновском краеведческом музее запись из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина свидетельствует о том, что он родился на хуторе Верёвкин (ныне хутора не существует, находился в двух км южнее от нынешнего села Тетеревятка Жирновского района) Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии.
Стела у въезда в город Камышин. Фото: ru.wikipedia.org
После окончания школы в Камышине он поступил в фабрично-заводское училище №32. В 1932 году, окончив ФЗУ и получив специальность токаря по металлу, начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали из-за приобретенного им еще в детстве ревматизма. Тем не менее он поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе. В октябре 1937 года был призван на срочную службу и направлен в пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником в авиапогранотряде Сахалинского морского пограничного отряда на острове Сахалин, затем переведён в 12-й авиационный погранотряд Тихоокеанского пограничного округа в городе Александровске-Сахалинском, где обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты Р-5 и сменившие их И-15.
Кожаное пальто Маресьева в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве. Фото: ru.wikipedia.org
В 1940 году Алексей Маресьев окончил Батайское авиационное училище имени Серова, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища стал работать в нем же инструктором. В Батайске встретил Великую Отечественную войну. В августе 1941 года Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Свой первый боевой вылет осуществил 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. 5 апреля 1942 года в районе "Демянского котла" (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолет Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолёт через линию фронта до своей территории, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Алексею раздробило обе ступни. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. На вопрос "Ты немец?" Маресьев не ответил, они побоялись его трогать и вернулись в деревню. Затем его, уже еле живого, обнаружили двое мальчишек из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Мальчишки позвали на помощь деда, который отвез спасённого на подводе в свой дом. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Необходима была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А.Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь. Врачи спасли Маресьеву жизнь, но вынуждены были ампутировать обе ноги в области голени. В июне 1942 года за сбитие трех немецких самолётов был награждён орденом Красного Знамени.
Почтовая марка России к 100-летию А. П. Маресьева (ЦФА [АО "Марка"] № 2089). Фото: ru.wikipedia.org
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, в специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями. Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он, решив вернуться в строй и вновь летать, стал упорно тренироваться. Для окончательной реабилитации его перевели в дом отдыха спецназначения №1 (ныне — санаторий имени Чкалова). В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи Александр Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвящённом 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год. Фото: ru.wikipedia.org
19 июля 1943 года он одержал свою первую после возвращения в строй победу — сбил пикирующий бомбардировщик Ju-87, а на следующий день, 20 июля, во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава Маресьева разнеслась по всей 15-й воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был будущий автор книги "Повесть о настоящем человеке" Борис Полевой.
В марте 1945 года, когда имя Маресьева было уже известным стране и его гибель была крайне нежелательна в пропагандистских целях, он после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.
Памятник А. П. Маресьеву в родном городе Камышин. Фото: ru.wikipedia.org
Всего за время войны Маресьев совершил восемьдесят шесть боевых вылетов, По данным М. Ю. Быкова, достоверно подтверждено уничтожение Маресьевым 7-и самолетов противника.
В 1952 году был образован Сахалинский племенной рассадник
Тематическое фото. Фото: pobeda-sakhalin.ru
Сахалинский племенной рассадник образован на основании постановления Совмина СССР "Об организации в Сахалинской области племенного рассадника союзного значения по разведению крупного рогатого скота" от 20 мая 1952 года, ликвидирован в 1956 году.
В 2010 году Сахалин и Япония приняли программу мероприятий по активизации туризма
Тематическое фото. Мыс Евстафия, остров Сахалин. Фото: Денис Таушканов
________________________________________________
https://ru.wikipedia.org/
http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=129&sid=280337
https://pobeda-sakhalin.ru/