Что же делать, надо жить!: рецензия на фильм Сядь за руль моей машины

Корр. ИА SakhalinMedia поделился мнением о медитативном и философском кино с множеством наград и высокой оценкой критиков
Кадры из фильма "Сядь за руль моей машины"
Фото: kinopoisk.ru

25 мая 2022. Полина ОРЛОВА. Фильм, получивший "Оскар" — "Сядь за руль моей машины" (18+) от японского режиссера Рюсукэ Хамагути развивает чеховские мотивы дискоммуникации и духовной близости, при этом является экранизацией совсем другого писателя — Харуки Мураками. О связи между рассказами, взятыми за основу, и сюжетом кинокартины расскажет корр. ИА SakhalinMedia

Театральный режиссер Юсукэ (Хидэтоси Нисидзима) живет в Японии. Хорошо зарекомендовал себя в профессии и его приглашают для постановки в рамках фестиваля. Его жена Ото (Рэйка Кирисима) очень своеобразный персонаж: сама пишет сюжеты к сериалам и важно то, как она их придумывает. Во время полового акта женщина начинает рассказывать истории, но сразу же их забывает, а муж наутро должен пересказать ей то, что услышал ночью. Этот идеальный, на первый взгляд, брак полон разочарования и секретов.

Юсукэ едет в аэропорт, но рейс отменяют. Он возвращается домой и застает жену, которая изменяет ему с молодым актером. Мужчина останавливается в гостинице и притворяется, что якобы уже улетел на фестиваль, чтобы Ото ни о чем не догадалась. Спустя время, он будет мучиться от мыслей о том, что стоило все рассказать жене и прекратить брак, ведь она внезапно умирает. Юсукэ не успел попрощаться с Ото и обсудить множество общих проблем, о которых долго молчали. Зритель узнает, что у пары была дочь, которая умерла от пневмонии совсем маленькой. Они никогда не обсуждали своих чувств по этому поводу. Жена винила во всем себя, а теперь Юсукэ винит себя в том, что она умерла.


Кадры из фильма "Сядь за руль моей машины". Фото: kinopoisk.ru

Проходит 2 года и режиссер оказывается в Хиросиме, куда его пригласили поставить спектакль по произведению Антона Чехова "Дядя Ваня" (12+). Мужчина привязан к своей старой машине — красному "саабу", за рулем которого он привык разучивать роли, слушая кассеты с записями голоса покойной жены. Но организаторы настаивают на шофере, которым оказывается молчаливая девушка Мисаки (Токо Миура). 

После проб, на одну из главных ролей в спектакле режиссер берет молодого Коси (Масаки Окада) — артиста с испорченной репутацией и бывшего любовника его жены. Сам режиссер выучил фильм наизусть и может с легкостью заменить любого актера, что и произойдет в конце фильма, когда Коси заберут под стражу за убийство по неосторожности. Роль Дяди Вани помогает главному герою и зрителям испытать те же чувства, что и герой в чеховской драме.

Рюсукэ Хамагути взял за основу своей картины рассказ Харуки Мураками. Он поставил фильм длиной в 3 часа, чтобы никуда не спешить и рассказывать обо всем обстоятельно. В фильме совсем нет экшена, персонажи достаточно медленные и плавные. Начальные титры начнутся на сороковой минуте.

По мнению автора, главным инструментом фильма является язык. Дядю Ваню играет японец, Серебрякова — филиппинец, Елену Андреевну — китаянка, Соню — глухонемая кореянка, и так далее. Все актеры говорят на своих языках, в том числе и на языке жестов. Они понимают друг друга (для зрителей есть субтитры) — в этом смысл искусства, у Чехова нет границ для восприятия.

Вне сцены и репетиций мы можем наблюдать, как трудно героям общаться между собой.

Первый пример — трогательная пара глухонемой девушки и ее мужа японца, который сделал все, чтобы она не чувствовала одиночества рядом с ним. Это идеал семьи, теплота в доме и общении между собой, уважение к желаниям друг друга и никаких грязных тайн.

Второй пример — это сам Юсукэ, требующий от своих актеров механической подачи выученных реплик, но в реальности, испытывающий глубокое разочарование в себе, канувшем в лету браке. Отсутствие умения импровизировать и понимать кого-либо. Безмолвное отчаяние.

Ну и третьим примером — стало безмолвное взаимодействие Мисаки с главным героем. В процессе поездок у них происходит сближение, которое связано не столько с разговором, сколько с молчанием. В нем они находят общий язык задолго до финальной сцены.

В заключительном акте и фильма, и пьесы одна из героинь произносит знаменитую фразу: "Что же делать, надо жить!". В этом моменте чувствуется как принуждение, так и несколько слепое возвышение над ситуацией, в которой погряз главный герой.

По ощущениям автора, фильм является медитативной картиной, с безупречными кадрами японских пейзажей и дорог, по которым хочется долго ехать, наслаждаясь спокойствием. Проблемы персонажей тяжело откликаются из-за разницы менталитета в России и Японии, но, думается, многие знакомы с ситуациями, когда стоило просто поговорить, шагнуть, среагировать.

В 2021 году режиссер Рюсукэ Хамагути сперва попал в конкурс Берлинале (и получил второй по значению приз) с антологией "Случайность и догадка" (18+), а спустя несколько месяцев поехал в Канны уже с новым фильмом — "Сядь за руль моей машины". Во Франции Хамагути получил "Пальмовую ветвь", но это далеко не все. Фильм получил множество призов, вошел во все критические топ-листы, удостоился 4-х номинаций на "Оскар". В категории "Лучший фильм" картина из Японии оказалась впервые. И не так давно, взял приз Британской Академии за лучший иностранный фильм.


Кадры из фильма "Сядь за руль моей машины". Фото: kinopoisk.ru

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость