1 июня 2022. Большинство рыбодобывающих предприятий Сахалинской области не поддержали предложение об ограничении длины крыла, с которым ранее выступил руководитель Экологической вахты Сахалина Дмитрий Лисицын. Так же сторону эколога принял и руководитель Ассоциации устойчивого промысла северо-востока Сахалина Владимир Смирнов. По его мнению, органы государственной власти, Федерального агентства по рыболовству, региональных властей бездействуют в части непринятия мер по ограничению длины центрального крыла северо-востока Сахалина при промысле тихоокеанских лососей в путину 2022 года. Сахалинские рыбопромышленники эту позицию не разделяют, сообщает ИА SakhalinMedia.
Письмо руководителя Ассоциации устойчивого промысла северо-востока Сахалина, являющегося собственником рыбодобывающих компаний ООО "Плавник" и ООО "Садко", подписано небольшим количеством компаний, имеющих незначительный процент освоения от общего объема добываемых тихоокеанских лососей в регионе, в которых работает небольшое количество сотрудников, в основном привлекаемых вахтовым методом, а большинство предприятий Сахалинской области не согласны с доводами. Кроме того, предложение об ограничении длины крыла было предметом неоднократного рассмотрения на Сахалинском рыбохозяйственном совете и не нашло поддержку как рыбацкого сообщества, так и науки.
Вопросы регулирования длины крыла снова обсуждались на Дальневосточном научно-промысловом совете [ДВНПС — прим. ред.]. В соответствии с представленными данными научных организаций, прогнозируемый объем вылова для Сахалинской области в 2022 году должен составить 52 тысячи тонн.
По данным Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, как показывает практика последних лет районом, испытывающим дефицит подходов тихоокеанских лососей, является юго-восточное побережье Сахалина. В связи с этим на ДВНПС было предложено ограничить длину центрального крыла в заливе Анива, мыс Свободный — мыс Анива до 500 метров. От мыса Свободный до мыса Терпения 1 км, а северо-восток не ограничивать.
По их мнению, ставшей основанием не ограничивать длину крыла северо-востока стало то, что согласно промысловой статистике 70-80% добычи (вылова) горбуши осваивается как раз в восточно-сахалинской подзоне, на участке от мыса Елизаветы домыса Терпения. Именно этот район является для Сахалина основным по добыче (вылову) тихоокеанских лососей, в связи с чем, предложение об ограничении длины крыла видится нецелесообразным.
По данным Сахалинского филиала ФГБУ "Главрыбвод" в 2021 году на указанном участке побережья значимые для нереста горбуши реки были заполнены производителями объемами, близкими к оптимальному: Нампи — 74%, Чамгу —91%, Приторная — 70%, Нерпичья — 89%, Песковская — 75%. Что также опровергает приводимые в письме Владимира Смирнова и Дмитрия Лисицына факты о катастрофическом недозаполнении нерестилищ севера-востока Сахалина.
Северо-восток Сахалина распространяется на многие сотни км и, конечно, говорить о том, что все реки побережья заполнены до оптимума, безосновательно. Действительно, район, где организует промысел ООО "Плавник" и 000 "Садко", испытывает дефицит производителей тихоокеанских лососей на нерестилищах. К примеру, в 2021 году реки: Малые Хузи были заполнены всего на 12%, Большие Хузи на 8%, Лангери на 28%. По всей видимости причиной этому является избыточный промышленный прессинг рыболовства самого составителя обращения Владимира Смирнова, — отметили в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.
Как выход из сложившейся ситуации, Ассоциация предлагает, регулирование длины крыла для конкретного участка побережья северо-востока, где осуществляет промысел ООО "Плавник" и ООО "Садко", введение дополнительных проходных дней, что обеспечит пропуск производителей на нерестилища в большем объеме.