27 июня. В апреле 1962 года на региональном совещании по развитию производительных сил Дальнего Востока в Южно-Сахалинске был поднят вопрос о создании переправы через пролив. Предложения и выводы совещания легли в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 года "О мерах по ускорению развития производительных сил Сахалинской области", предусматривающего, в частности, строительство переправы Холмск — Ванино. 27 июня 1973 года переправа была открыта, сообщает ИА SakhalinMedia.
Четыре года велось строительство комплекса, береговых и гидрологических сооружений в порту Холмск. Был построен причал длиной 252 метра. Для моряков и железнодорожников было возведено около 10 тысяч кв метров нового жилья. Паромная переправа Ванино — Холмск — детище не только тех, кто непосредственно возводил переправу. Здесь воедино слились усилия коллективов 70 предприятий и организаций из 5 союзных и 4 автономных республик Советского Союза. 12 апреля 1973 года паром-ледокол "Сахалин-1" ошвартовался у причала Холмского порта. Более двух месяцев экипаж под командованием капитана B.C. Былкова вел уникальное судно через три океана, с Балтики до порта приписки — Холмска.
Накатка паромов на вагон. Переправа Ванино — Холмск, 1973 год. Фото: Благотворительный фонд
27 июня 1973 года на причалах порта Ванино под звуки оркестра министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.И. Черный и первый секретарь Сахалинского обкома партии П. А. Леонов разрезали алую ленту с белыми буквами "Паромная переправа Ванино — Холмск", и тяжелогруженые вагоны по двум колеям пошли в паромный трюм. А 28 июня 1973 года в Холмском порту состоялся торжественный митинг, посвященный пуску в эксплуатацию морской железнодорожной переправы, соединяющей берега Татарского пролива. Ввод в действие паромной переправы знаменовал качественно новый этап развития транспортно-экономических связей Сахалинской области и всего Дальневосточного региона. Большое значение для повышения ее эффективности имела разработанная сахалинскими железнодорожниками технология бесперегрузочной доставки вагонов.
В конце 1976 года, с приходом пятого парома "Сахалин-5", переправа вышла на проектную мощность. Только за первые пять лет, когда было перевезено около 6 млн. тонн грузов, свыше 300 тысяч пассажиров, переправа полностью себя окупила. Создание переправы вызвало необходимость строительства в Холмском районе ряда новых промышленных объектов, в частности крупной базы материально-технического снабжения в поселке Садовники близ Холмска. Линия Ванино — Холмск протянулась почти на 400 км, в летний сезон еще недавно по ней курсировало до 8 паромов, а сейчас переправа зачастую работает в режиме аритмии. Из-за неплатежей клиентов, отсутствия грузов случаются длительные задержки паромного движения. По мере исчерпания возможностей использования существующих паромов необходимы постройка или приобретение новых, которые хотя и относятся к числу дорогостоящих типов судов, но в благоприятных условиях могут принести значительный эффект. Для островной области морское паромное сообщение играет важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров.
В 1943 году полярный исследователь, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин посетил Сахалин
И. Д. Папанин. Полярный исследователь, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. Фото: warheroes.ru
В 1939-1946 гг. Иван Дмитриевич Папанин был назначен начальником Главсевморпути, одновременно в 1941 году — уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. Обстановка того периода требовала его личного участия в руководстве арктической навигацией в восточном районе Северного морского пути. В июне 1943 года, следуя на транспортном судне "Декабрист" в Чукотское море, Папанин останавливался на Сахалине. На "Декабристе" на Северный Сахалин были доставлены продовольственные и промышленные товары, на острове судно было загружено углем. На Сахалине Иван Дмитриевич посетил ряд населенных пунктов (поселки Октябрьский, Широкая Падь, Мгачи, село Кировское), где встречался с населением. В городе Александровске встретился с сахалинскими пионерами, посетил ряд предприятий. Изучил предложения по реконструкции Александровского порта, ознакомился с ходом выполнения правительственного задания по строительству на сахалинской верфи "Кунгасстрой" шести кунгасов для бухты Угольная в Анадырском заливе, где находилась шахта Главсевморпути. Всего Иван Папанин пробыл на Сахалине 6 дней. За это время были закончены работы на "Декабристе", изготовлены и погружены три кунгаса. Через месяц была отправлена в бухту Угольная следующая партия кунгасов.
________________________________________________________
Источник: Постанов A. M. Страницы истории города Холмска. — Южно-Сахалинск, 1990; Сумашедов Б. М. Мост через пролив. — Южно-Сахалинск, 1973.
См.: Вишневский Н. В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны: крат, энцикл. справ. — Южно-Сахалинск, 2010. — С. 141—142: фот.; Вишневский Н. В. Папанин на Сахалине//Смерть в четырех шагах: художест. исслед. / Н. В. Вишневский.