10 августа 2022. Инициаторы очередных реформ в рыбной отрасли страны не учитывают те масштабные риски для рыбохозяйственного комплекса России и социально-экономического положения "рыбацких" регионов, которые несет законопроект о втором этапе инвестиционных квот. Такие оценки ситуации высказали участники круглого стола "О проблемах распределения инвестиционных квот на пользование водных биологических ресурсов на Дальнем Востоке", который прошел 8 августа в Петропавловске-Камчатском, сообщает ИА PrimaMedia. Мероприятия было организовано комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края.
Главным вопросом повестки круглого стола стало обсуждение вызвавшего масштабные дискуссии в бизнес-сообществе и общественных институциях (в частности, в Общественной палате РФ) и внесенного в конце июля правительством в Госдуму законопроекта, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и вновь продать их на аукционах.
Также в ходе круглого стола, в работе которого приняли участие представители предприятий рыбохозяйственного комплекса дальневосточных регионов, региональных органов исполнительной и законодательной власти, верхней и нижней палаты Федерального Собрания, Общественной и Счетной палат РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, Росрыболовства, были подняты вопросы необходимости комплексной оценки и анализа результатов реализации первого этапа программы инвестквот, обсуждены необходимые условия для проведения дальнейшей работы по модернизации рыбохозяйственного комплекса в сложившихся условиях и озвучены предложения по совершенствованию механизмов ее стимулирования.
Модератором дискуссии выступила заместитель председателя Общественной палаты Камчатского края Татьяна Михайлова. Представитель региональной ОП отметила, что прошедшее в апреле этого года обсуждение спорного законопроекта на площадке Общественной палаты РФ могло бы способствовать более конструктивным подходам к законопроекту, однако этого, к сожалению, не произошло.
— Многие тогда думали, что обсуждение (на площадке ОП РФ — ред.) снизит этот резонанс, будут заключения, наши предложения будут приняты. Но с апреля мы видим, что напряжение не снижается, а резонанс от этого закона только возрастает. И Камчатка, как один из лидеров в стране по добыче водных биологических ресурсов, заинтересована в первую очередь, конечно же, в объективном рассмотрении этого законопроекта, — заявила представитель региональной ОП.
Михайлова также подчеркнула, общественные палаты — и общероссийская, и региональные — были и остаются теми площадками, на которых представители органов власти, предпринимательского сообщества и общественности могут и должны обсуждать самые животрепещущие и актуальные вопросы.
В своем выступлении на круглом столе председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев обратил особое внимание на те последствия в случае принятия законопроекта, которые непосредственно коснуться дальневосточных регионов.
— Здесь все очень просто: рыбная отрасль Дальнего Востока, которая на сегодняшний день многоукладна, "привязана" к регионам, состоит из большого количества разных предприятий, создает громадное количество рабочих мест, превратится в отрасль, где будет доминировать 2-3 больших группы компаний, не "привязанных" к региону, — отметил Зверев.
Руководитель органа общественного контроля при госоргане — регуляторе рыбной отрасли подчеркнул, что декларируемая инициаторами законопроекта некая "доступность" предполагаемых квотных аукционов на краба и моллюсков очевидно "не бьется" с реалиями.
— Мы видим, что по результатам крабовых аукционов 2019 года в них приняло участие всего 15 предприятий из более чем 100, добывающих крабов. Если будет аукцион на вторую, оставшуюся половину квот на краба, то совершенно очевидно, что 41 малое и среднее предприятие, квоты на краба у которых составляют менее 500 тонн, принимать участие в этих аукционах не смогут, потому что они не получат адекватного банковского кредитования. Совершенно очевидно, что 53 субъекта МСП, включая 36 предприятий Камчатки, не смогут принять участие в аукционах на моллюсков и крабов, — пояснил Зверев.
Помимо свехконцентрации в отрасли путем "вымывания" из нее субъектов МСП, еще одним негативным последствием принятия спорного законопроекта председатель ОС при Росрыболовстве считает резкое торможение развития береговой рыбопеработки в ДФО.
— Единственный положительный опыт первого этапа инвестиционных квот пока — это строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, на которых создано 2590 рабочих мест. Обращаю внимание на то, что у инвесторов этих проектов не было никаких дополнительных требований, кроме строительства самого завода. Законопроект же предусматривает вдобавок к заводу еще и строительство рыбопромыслового судна. Давайте зададим себе вопрос: что было бы, если бы инвесторы первого этапа были обязаны строить еще и рыбопромысловое судно? Ответ простой: ни один из 11 заводов, действующих сейчас, не был бы построен, — отметил Герман Зверев.
В завершении своего выступления Зверев напомнил о том, что рекомендации и предложения по законопроекту, высказанные в ходе обсуждения в Общественной палате РФ в апреле, в течение 2 месяцев дорабатывались совместно с аппаратом ОП.
— В них очень четко указаны все социально-экономические последствия, и в сухом остатке — несвоевременность, нецелесообразность рассмотрения этого законопроекта в указанной редакции в настоящее время, — подытожил Герман Зверев.
Президент Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) Максим Козлов отметил, что для Сахалина и Курил законопроект о втором этапе инвестквот несет особые риски.
— Сегодня на Курильских островах на промысле моллюсков работает порядка 38 предприятий, которые являются предприятиями малого и среднего бизнеса. Проектом закона предлагается выставить все квоты на моллюсков на аукцион. Мы знаем, что этот объем составляет порядка 25 тысяч тонн, и это не только объемы Сахалинской области, это еще и объемы Камчатского края, Приморья. И из этих 25 тысяч тонн возможно будет сделать только лишь пять лотов для того, чтобы их реализовать на аукционе. Соответственно, все те предприятия Курильских островов и Сахалина, о которых мы говорим, не будут участвовать в аукционах, потому что просто не смогут изыскать такой объем финансирования, — рассказал президент АРСО.
Противоречие в такой ситуации состоит и в том, продолжил Козлов, что сегодня государство активно развивает Курильские острова, создает на них особую экономическую зону, заинтересовано в сохранение и росте населения на этих стратегических для России территориях.
— А с другой стороны — по сути, забирает работу, единственную, по существу, работу у людей, которые у нас сегодня проживают на территории Курильских островов и Сахалина, а это порядка 2,5 тысяч человек. Еще на стадии разработки указанного проекта закона мы отмечали, что он будет нести не только экономические последствия для всего региона. В первую очередь для Сахалина это будут непоправимые социальные последствия, — выразил уверенность Максим Козлов.
Позицию земляка-сахалинца поддержал и Константин Коробков, генеральный директор ООО "Южно-Курильский рыбокомбинат", который выступил с альтернативным предложением по стимуляции инвестактивности добытчиков моллюсков.
— Нужно дать хозяйствующим субъектам, которые осваивают этот ресурс, завершить свои инвестиционные проекты. Не только построить, но и дать возможность вывести эти проекты на самоокупаемость. Это как раз и будет тот самый срок, который закончится сроком истечения действия договоров на закрепление долей квот (то есть до 2035 года — ред.), — предложил Коробков. — Можно и нужно использовать эти квоты для того, чтобы более взвешенно и детально проработать вопрос инвестиционных обременений. Вот вам, собственно, и перспективное направление для удержания людей и привлечения высококлассных специалистов. Мне видится такой сценарий более технологичным, при этом — учитывающим интересы всех сторон, и государства, и бизнеса.
По оценке Александра Дуплякова, президента Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, в случае реализации "аукционных инициатив" из 68 дальневосточных компаний-крабодобытчиков потеряют квоты как минимум 55. При этом, подчеркнул Дупляков, ни разработчики законопроекта, ни правительство пока эти негативные для отрасли и социально-экономической ситуации ДФО последствия, по все видимости, не учитывают, стремясь "протолкнуть" спорный законопроект как можно быстрее.
— Да, пока еще можно ссылаться на успехи отрасли, то есть — на задел прошлых лет и труд тех предприятий, которые этим законопроектом и собираются лишить квот. И ведь уже сейчас очевидно, что программа инвестиционных квот будет провалена. незначительное количество построенных судов никаким образом не влияет на показатели отрасли. А что будет с остальными судами? Непонятно, будут ли они вообще достроены. В текущих условиях надо говорить не о втором этапе инвестиционных квот, а о том, как перезапустить первый этап, как построить и достроить те суда, которые были заявлены несколько лет назад, — предложил президент Ассоциации добытчиков краба ДВ.
Подавляющее большинство участников дискуссии также высказалось против скоропалительного и необдуманного принятия спорного законопроекта в существующей редакции. Как заявил первый заместитель председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов, заключение по итогам круглого стола ОП РФ направит в правительство, Госдуму, Совет Федерации, ответственные министерства и ведомства. Также в работу Общественной палатой будет взято предложение организовать по теме распределения прав доступа к промыслу водных биоресурсов парламентские слушания в ГД РФ.