12 августа 2022. Полина ОРЛОВА. Фильм "Ника" (18+) от Василисы Кузьминой, снятый на пленочную камеру, раскрывает одну из теорий гениальности советского вундеркинда Ники Турбиной. Из юной поэтессы, для которой собирались стадионы, она превратилась в травмированную и психически нездоровую девушку. Как иногда родители губят своих детей и действительно ли талантливой была Никуша, расскажет корр. ИА SakhalinMedia.
В 80-х юная Ника Турбина поражала всех своими стихами, собирала стадионы и ездила на гастроли с мамой, с которой у них "сердце на двоих". Но годы идут, и вот Ялта, 2002 год, взрослая Ника (Лиза Янковская) сидит на очередной тусовке и почти потеряв вдохновение, славу и веру в людей, смотрит в пустоту. Мать Майя (Анна Михалкова) постоянно напоминает дочери о растерянном таланте, пытается сбагрить ее какому-то богатею (Евгений Сангаджиев) и с детства пичкает снотворным. А главная героиня грезит мечтой о поступлении в театральный и встречает беззаботно парня Ваню (Иван Фоминов). Но психически нездоровые люди редко могут сохранить здоровые связи и себя. Постепенно Ника начинает разрушать все вокруг себя. Она, вспоминая фрагменты из детства, ведет диалоги с маленькой собой (Виталия Корниенко) и разрушается еще сильнее.
Кадр из фильма "Ника". Фото: kinopoisk.ru
По мнению автора рецензии, Ника является покалеченным ребенком, который не сепарировался от матери, тем самым не адаптирован под социум. Она не понимает, как строить любые взаимоотношения вне уникального образа. Доверия к миру нет уже давно, да и не будет. Разочарование в себе накрывает с головой. Самые близкие люди пользовались ей все детство, а те, кто восхищался талантом Никуши, в ее 27 называет стихи посредственными. Зритель видит лишь отрывки юности и слышит диалоги с Майей, которые заставляют насторожиться и сочувствовать этой девчушке.
Кадр из фильма "Ника". Фото: kinopoisk.ru
Ника разрушает все вокруг себя, потому что не умеет по-другому. Она возвращается к вредным привычкам и постоянно пьет таблетки снотворного. Полное погружение в чувства к Ивану даруют глубочайшее разочарование с постоянными подозрениями во лжи. Когда парень выбрал Нику и хотел строить отношения с ней, девушка разрушила все своими истериками и приступами гнева. Она даже не заметила искренность чувств этого человека к ней и не принимала адекватных диалогов. Мечты и амбиции также канули в лету под давлением прошлых травм.
В картине раскрывается одна из теорий уникальности Ники Турбиной, которая гласит о том, что стихотворения писала не сама девочка, а ее мать. Нуждаясь в признании и славе, Майя, разрушая психику своей дочери, пользовалась ей. Но ребенок вырос и восхищение народа ушло, а последствия остались. В итоге глубоко разочарованная мать, которая рисует плакаты для фильмов и повторяет "Вот раньше то да... Было время". А также психически больная дочь, неоднократно лежащая в больнице, ненавидит себя и теряет связь с реальностью. Ника видит галлюцинации и теряет смысл жизни.
К сожалению, подобных примеров детей из "богемных" семей достаточно много. Страшно узнавать про то, каким путем доставалась юным звездам их слава, как жестоко с ними обращались и какую цену они платят до сих пор. Та же история советской пианистки Полины Осетинской. В юном возрасте она покоряла миллионы сердец профессиональной игрой на инструменте. В 2008 году вышла книга "Прощай, грусть" (16+) и повергла в шок тех, кто прочитал книгу уже взрослой, глубоко травмированной женщины.
Популярные группы двухтысячных, чокер на шее и прочие атрибуты той моды, все это окунает в атмосферу минувших лет. Усиливает эффект погружения в атмосферу пленочная камера, на которую был снят фильм. Цветовая гамма и подбор ракурсов радуют глаз. Красивые виды и намеренное нарушение центровки кадра дополняются песнями "Мумий Тролль", Daft Punk и Эллиотта Смита. А эти нелепые названия заведений ("Кристалл" и "Надежда") и трубочки с кремом на вокзале напоминают поездки с семьей на море. Также, сцена с "кашей в голове" у главной героини во время посещения психиатрической лечебницы ввела в восторг тем, насколько реалистично и пугающе это ощущается. Операторская работа Михаила Милашина достойна отдельного внимания.