31 августа 2022. Группа "Дело" сообщила о закрытии сделки по приобретению контрольного пакета акций "Сахалинского морского пароходства". В заявлении компании говорится, что SASCO — один из крупнейших грузоперевозчиков на Дальнем Востоке. В компанию входит 13 морских судов. Ресурсы SASCO могут быть реализованы для логистических проектов на Северном морском пути в рамках утвержденного плана развития Северного морского пути до 2035 года. План был утвержден правительством РФ в августе 2022 года. Одним из основных поставщиков программы является госкорпорация "Росатом", владеющая 49% акций группы "Дело".
Тем временем стало известно, что в Сахалинской области увеличивается производство молочной продукции и планируется увеличение мясной. По некоторым прогнозам, это может привести к снижению цен. Стоит ли сахалинцам рассчитывать на экономию средств на продуктах питания?
О главных экономических событиях Сахалинской области за прошедший месяц расскажет корр. ИА SakhalinMedia.
Транспортно-логистическая группа "Дело", принадлежащая Сергею Шишкареву и госкорпорации "Росатом", купила компанию сахалинского морского пароходства SASCO. Теперь группа "Дело" может оказывать услуги не только на железной дороге и в порту, но и на море.
Компания SASCO была основана в 1945 году. Ее география перевозок охватывает весь российский Дальний Восток, Китай, Южную Корею, другие регионы северной части Азиатско-Тихоокеанского региона, а также трассу Северного морского пути. Пароходство перевозит широкий спектр сухих грузов: контейнеры, генеральные, насыпные и навалочные грузы, лес и продукты деревопереработки.
Тематическое фото. Фото: sasco.ru/ferries-i27
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко приветствует приход любых инвесторов в регион. Но неудивительно, что его привлекла именно эта сделка. По данным ИА SakhalinMedia, губернатору хорошо известна "кухня" изнутри, ведь с 2007 по 2018 год он работал в госкорпорации "Росатом". Какую в действительности это сыграло роль — мы можем только догадываться.
На самом деле, "Дело" заинтересовалось пароходством еще в 2021 году. Сергей Шишкарев в конце 2021 года дал интервью РБК, в котором обозначил покупку морских судов одним из приоритетных проектов. По его словам, цель такого шага — составить конкуренцию крупным мировым игрокам.
Интерес "Дела" к SASCO обусловлен тем, что на рынке есть большой спрос на морские перевозки. За последнее время транспортные и терминальные активы на Дальнем Востоке выросли в цене в условиях переориентации импорта и экспорта. А сахалинское пароходство — это надежный старый актив с именем. Тем более, в выше упомянутом интервью Сергей Шишкарев уже рассматривал возможность объединения "Дела" с компанией FESCO (флот включает 21 транспортное судно), которая владеет Владивостокским морским торговым портом.
В правительство Сахалинской области поданы инициативы о реализации трех концессионных проектов, которые предполагают строительство новой инфраструктуры по переработке твердых коммунальных отходов. Об этом стало известно из сообщения Газпромбанка.
Тематическое фото. Фото: Simon Dawson / Bloomberg
Первый вице-президент — начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства финансовой организации Павел Бруссер отметил, что Газпромбанк активно участвует в проектах по созданию социально-значимых объектов инфраструктуры с помощью ГЧП и концессий.
Многие проекты уже успешно завершены и запущены в эксплуатацию, что делает банк одним из лидеров на отечественном рынке финансирования создания инфраструктуры, — сказал Павел Бруссер.
Всего планируют вложить порядка 7 млрд рублей. Проекты будут реализованы на основе концессии сроком на 25 лет с момента подписания Концессионного соглашения. Ввод объектов в эксплуатацию предполагается в 2026 году.
В результате этого на Сахалине появится сразу три предприятия по переработке ТКО. Планируется синхронная реализация всех трех проектов.
Как уточнили в компании, мощность запланированных объектов составит:
По словам первого вице-президента Газпромбанка Романа Панова, опыт Газпромбанка в реализации крупных инфраструктурных проектов по всей стране позволит создать необходимую инфраструктуру на максимально выгодных для всех сторон условиях.
Концессионерами проекта станут предприятия компании "Диджиталтех": "Ситиматик Сахалин Север", "Ситиматик Сахалин Центр" и "Ситиматик Сахалин Юг". Газпромбанк выступит также в роли организатора финансирования и кредитора проектов.
Для Сахалинской области это должно поспособствовать экономическому росту региона и более комфортной жизни людей.
Производство молока было увеличено с целью обеспечить продовольственную безопасность территории со сложной логистикой. Животные для сахалинского хозяйства были завезены из Приморского края и Дании. На сегодняшний день дойное стадо превышает 1800 голов. Коровы "Грин Агро-Сахалин" дают пятую часть сырого молока всего островного региона.
Тематическое фото. Фото: unsplash.com/macrimihail
Министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Инна Павленко объяснила, что продовольственная безопасность в островном регионе является жизненно важным вопросом. По ее словам, областное правительство оказывает серьезную поддержку товаропроизводителям, как крестьянско-фермерским хозяйствам, так и крупным предприятиям, которые реализуют и масштабные инвестиционные проекты.
Благодаря этому наши производители имеют возможность увеличивать объемы производства и расширять ассортимент продукции, — сказала Инна Павленко.
Также к 2025 году на Сахалине планируется увеличение объема выпуска мясной продукции в связи с запуском трех инвестпроектов. В регионе будет модернизирована птицефабрика и два животноводческих комплекса.
Исполняющая обязанности заместителя министра сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Ольга Шкардюк рассказала, что увеличить производство мяса планируется за счет реализации проекта по модернизации бройлерного производства АО "Птицефабрика "Островная". Завершение ее строительства планируется уже в этом году.
Другие инвестпроекты, с запуском которых на Сахалине ждут увеличение мясного производства — это два животноводческих комплекса.
На предприятии "Грин Агро-Сахалин" строят комплекс на 1,9 тысячи голов дойного стада и завода по переработке молока мощностью до 120 тонн в сутки. После ввода в эксплуатацию будут выпускать 200 тонн мясной продукции в живом весе в год. Также создадут 305 новых рабочих мест. Стройка тоже завершится к концу 2022 года, — дополнила Ольга Шкардюк.
Также, по ее словам, предприятие "Мерси Агро Сахалин" реализует инвестиционный проект строительства свиноводческого комплекса по производству до 62 тысяч голов в год. Комплекс сдадут в четвертом квартале 2023 года.
Тематическое фото. Фото: unsplash.com/victoriakosmo
Мясо и молоко являются продуктами с повышенным спросом, но цены при этом не очень радуют жителей Сахалинской области. Такое увеличение производства может еще больше увеличить спрос на продукцию и, как следствие, привести к падению цен.
Напомним, в конце июня 2022 года президент Владимир Путин подписал указ о замене текущего оператора проекта новым российским субъектом, сославшись на угрозу национальным интересам и экономической безопасности России.
Согласно документу, вместо "Сахалин Энерджи" была создана ООО "Сахалинская энергия". Управляющим создаваемой компании стал действующий глава филиала "Сахалин Энерджи" Андрей Олейников.
Согласно указу Владимира Путина, в уставном капитале нового оператора "Сахалин-2" доли сохранятся у него самого и у "Газпром Сахалин холдинга".
Участникам предоставилась опция: написать заявление о переносе доли в новое ООО и получить ту же долю, что и была, или покинуть проект. При этом вопрос, скорее, не к японским акционерам, а к Shell, заявлявшей, что выходит из проекта, но до сих пор не сделавшей этого. Ей как бы намекают, что пора определяться, — пояснил ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
После нового указа президента России министр экономики и промышленности Японии Хагиуда Коити уведомил США о намерении его страны сохранить доли в нефтегазовом проекте "Сахалин-2" на Дальнем Востоке России.
Тематическое фото. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Не удивительно, что власти Японии заняли позицию, заключающуюся в сохранении участия в проекте "Сахалин-2". Именно с такой просьбой они обратились к корпорациям Mitsubishi и Mitsui, которые имеют доли в проекте. Такое решение последовало потому, что в Японию поставляется около 60% сжиженного природного газа, добываемого в рамках проекта "Сахалин-2" (и около 9% от всего объема импорта СПГ в страну).
Стоит отметить, что Mitsui & Co и Mitsubishi Corporation уменьшили оценку своих инвестиций в СРП-проект "Сахалин-2" в 2,5 раза. А это примерно на 1,64 млрд долларов.
Крайний срок принятия решения по поводу дальнейшего участия японских компаний в нефтегазовом проекте при новом операторе истекает 4 сентября.
Японии просто необходим газ с месторождений проекта "Сахалин-2", а потому суда компании продолжат перевозить российские энергоресурсы в стандартном режиме, — сказал президента японской компании Mitsui O.S.K. Lines Такеси Хасимото.
Далее реакция последовала со стороны Германии. Греческий судовладелец Dynagas объявил, что немецкие власти взяли под контроль танкеры СПГ, обслуживавшие проект "Сахалин-2".
Тематическое фото. Фото: dynagas.com
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал, что Россия может использовать и другие танкеры, чтобы транспортировать газ из "Сахалина-2".
С Берлином будут вестись переговоры, и в конечном итоге фундаментальная проблема будет решена, поскольку газ необходим всем, в том числе Японии, — сказал Станислав Митрахович.
По последним данным издания Bloomberg, российская сторона выдвинула новое требование по оплате поставок сжиженного природного газа (СПГ) с проекта "Сахалин-2", обращенное к покупателям из Японии и Южной Кореи. Новый оператор проекта направил клиентам инструкции, предполагающие оплату в долларах через Газпромбанк, а не зарубежные банки.
Как минимум два покупателя СПГ уже изучают вопрос того, будут ли платежи через Газпромбанк нарушением санкций, утверждают источники Bloomberg. Другой вариант проведения оплаты — через российское подразделение "Райффайзена", однако Газпромбанк, по их словам, предпочтителен.
17 августа стало известно, что уведомление о передаче проекта новому оператору получили несколько японских компаний, закупающих СПГ.
По данным источника газеты Nikkei, две японские компании заключили контракты на покупку сжиженного природного газа (СПГ) с новым оператором нефтегазового проекта "Сахалин-2". Отмечается, что речь идет о Tokyo Gas и JERA — совместном предприятии Tokyo Electric Power и Chubu Electric Power.
По данным Nikkei, ни одна из восьми японских компаний, получающих СПГ с "Сахалина-2", не заявила о своем желании прервать контракты на поставки. В структуре закупок Hiroshima Gas получает до 50% СПГ с Сахалина, Kyushu Electric Power и Toho Gas зависят от него примерно на 20%, а Tohoku Electric Power и Saibu Gas — примерно на 10%.
Тематическое фото. Фото: пресс-служба компании "Сахалинэнерджи"
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ рассказал, что на страну приходится 8-9%, это довольно много. Вариант, что "Сахалин-2" совсем перестанет работать, невыгоден никому, поэтому стороны разберутся. В противном случае СПГ будет сильно дорожать, с чем покупателей остается только поздравить.
Да, "Сахалин-2" решили формально передать в собственность государства, произойдет перерегистрация нынешних компаний-акционеров, они просто подадут документы и станут новым юридическим лицом. Проект будет зарегистрирован не на Бермудах, а в России, — рассудил Станислав Митрахович.
Стоит отметить, по данным агентства Bloomberg, новый оператор СПГ-проекта "Сахалин-2" "Сахалинская энергия" уже отменил поставку газа как минимум одному азиатскому клиенту из-за проблем с оплатой и задержек с подписанием пересмотренных контрактов.
Тематическое фото. Фото: пресс-служба компании "Сахалин Энерджи"
Нельзя сказать, что такая национализация проекта для Сахалинской области означает исключительно положительный исход. С одной стороны, хорошо, что деньги будут замыкаться в области. Совершение сделок в рублях приведет к стабильной прибыли, Сахалин сможет диктовать свои условия купли-продажи.
Другая сторона этой истории заключается в том, что иностранные компании, имеющие долю в проекте, выстроили в работе свой подход: хорошее обслуживание аппаратов, адекватное взаимодействие с сотрудниками. Неизвестно, как будет вести себя российское руководство в этих вопросах. Также глобальные трудности может вызвать полный переход проекта на российский софт.