29 августа 2022. Резонансный законопроект о втором этапе программы инвестиционных квот, вызвавший консолидированную критику со стороны органов власти приморских регионов, пройдет процедуру парламентских слушаний при его рассмотрении в Государственной Думе РФ. Также нашумевшая инициатива будет направлена в субъекты федерации для получения отзывов от исполнительных и законодательных властей регионов. Информация об этом прозвучала 25 августа в ходе совещания, которое провел председатель Комитета ГД по аграрным вопросам (исполнителя по законопроекту) Владимир Кашин, сообщает ИА PrimaMedia. Отметим, что 3 августа с предложением инициировать широкую дискуссию по законопроекту (в том числе и в форме парламентских слушаний) к председателю профильного думского комитета обратился президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, таким образом, совещание 25 августа стало ответом на просьбу руководителя крупнейшего объединения рыбной отрасли РФ.
Напомним, что речь идет о вызвавшем масштабные дискуссии в бизнес-сообществе и общественных институциях (в частности, в Общественной палате РФ) и внесенном в конце июля правительством в Госдуму законопроекте, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году дать старт второму этапу программы инвестиционных квот в виде выделения 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — изъятия оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и продажи их на аукционах. По оценке Счетной палаты РФ и отраслевых экспертов, очередная инициатива по перераспределению промысловых ресурсов может обойтись рыбной отрасли 450 млрд рублей (первый этап инвестквот оценивается в 372 млрд рублей), а также привести к ликвидации из-за лишения промысловой базы 116 предприятий на Дальнем Востоке, 74 из которых — субъекты малого и среднего предпринимательства.
В совещании 25 августа приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Росрыболовства, Минсельхоза, Минвостокразвития, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития, ФАС, ФСБ, Минпромторга, властей прибрежных субъектов федерации, ассоциаций рыбной отрасли, профсоюзов.
Открывая совещание, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин заявил, что между первым и вторым чтением законопроекту предстоит пройти процедуру парламентских слушаний. Руководитель профильного парламентского комитета также отметил, что к первому этапу программы инвестквот есть большое количество вопросов, декларированное его инициаторами масштабное обновление рыбопромыслового флота, по выражению парламентария, "капитально подзастряло". Вместе с тем Владимир Кашин призвал всех участников совещания и предстоящих слушаний к конструктивному диалогу и "государственному подходу" к без сомнения сложному и для отрасли, и для регионов, и для страны в целом вопросу.
Сергей Носов, губернатор Магаданской области, в своем выступлении прямо поставил вопрос перед инициаторами очередной "реформы" в рыбной отрасли, касающийся истинных целей "реформирования".
"Я поддерживаю необходимость модернизации, — заявил Носов. — И если это достигается сосредоточением рыбной отрасли в руках немногих компаний, если есть такая задача — тогда, конечно, этот законопроект надо немедленно принимать. Но я хотел бы сказать о последствиях таких поспешных действий применительно к Магаданской области. Это будут не только потери бюджета, не только сокращение рабочих мест, но и потеря 30 млрд запланированных и уже осуществляемых магаданскими рыбаками инвестиций".
Глава рыбацкого региона четко обозначил свою позицию: законопроект нельзя принимать без всестороннего обсуждения, без взвешенной оценки его последствий для отрасли и регионов, а также — альтернативных предложений по достижению заявленных целей по модернизации отрасли. Носов также отметил, что в случае принятия законопроекта в нынешней редакции его последствия прибрежные регионы в полной мере ощутят уже в 2026 году, то есть в год выборов нового созыва Государственной Думы РФ.
Председатель Законодательного Собрания Камчатского края Ирина Унтилова напомнила, что рыбаки Камчатки, признанного лидера среди "рыбацких" регионов по объему вылова и инвестиций, одними их первых включились в первый этап программы инвестквот, при этом за 13 лет камчатские предприятия рыбной отрасли инвестировали 80 млрд рублей, создали 5,5 тысяч рабочих мест, построили целый ряд социальных обеъктов в регионе и безо всякой господдержки в виде наделения дополнительными промысловыми лимитами.
"Камчатские рыбаки выступают за развитие, — отметила Унтилова. — Но зачем для развития все крушить? Получается, что сегодня забирают промресурс у тех, кто делает, и отдают тем, кто пока только обещает сделать?"
Второй этап программы инвестквот, по оценке представительного органа власти Камчатского края, приведет к потере камчатскими предприятиями более чем 180 млрд рублей, закрытию более чем 2 тысяч рабочих мест в регионе, уничтожению малого и среднего бизнеса в рыболовстве.
"Разруха в рыбацких поселках, разлад в семьях, высокая социальная напряженность. В таком формате эта законодательная инициатива просто не совпадает с усилиями, которые предпринимает руководство страны для комплексного развития нашего макрорегиона, — заявила Инна Унтилова. — Заксобрание Камчатского края поддерживает предложение о проведении широкой дискуссии по законопроекту и назначении парламентских слушаний. Просим отложить принятие решения о запуске второго этапа инвестквот до завершения инвестпроектов первого этапа и подведения его итогов".
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Зикунова поддержала коллег-дальневосточников, отметив, что предлагаемый второй этап инвестквот несет прямую угрозу малому и среднему предпринимательству в рыбной отрасли ДВ-регионов.
"Широкая дискуссия по законопроекту совершенно точно нужна, как и использование в ней результатов анализа первого этапа, который проводит сейчас Счетная плата РФ", — резюмировала Зикунова.
Со схожим анализом последствий поспешного принятия спорного законопроекта и поддержкой инициативы о проведении парламентских слушаний и обсуждения инициативы с регионами в ходе круглого стола 25 августа также выступили представители исполнительных и законодательных властей Сахалинской области, Приморского края, Архангельской области, Приморского края.
Председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов отметил безусловную важность рассмотрения законопроекта и необходимость учесть видение как рыбацких регионов, так и деловых объединений — Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), "ОПОРЫ РОССИИ", ВАРПЭ.
"Пояснительная записка законопроекта не совпадает с видением наших регионов, которое высказано в письмах в комитеты Госдумы, в правительство. Губернаторы Магадана и Сахалина писали нам о последствиях принятия законопроекта, это банкротства, сокращение рабочих мест, отток населения. А нам нужно создавать условия, чтобы люди не уезжали с Дальнего Востока. Этот закон повлияет на выполнение поручений президента Путина по ускоренному развитию Курильских островов", — заявил Харитонов.
Глава Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики также сообщил, что возглавдляемый им комитет обязательно должен стать соисполнителем (вместе с Комитетом по аграрным вопросам) по рассматриваемому законопроекту.
Говоря о ходе дискуссии вокруг спорной инициативы и ее продолжении в рамках парламентских слушаний, первый вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов отметил, что те, кто не поддерживает инициативу, должны получить от разработчиков и сторонников "реформ" ответы на свои вопросы и критику по существу.
"ОПОРА РОССИИ" всегда занимает позицию против законопроектов, которые оказывают негативные последствия на малый и средний бизнес. На данным момент мы смотрим на цифры и видим: потеря 9 тысяч рабочих мест, 74 предприятия закроется, а для Дальнего Востока это критично. То есть профессиональное сообщество, Счетная палата, руководители регионов уверены, что данный законопроект не несет никакой пользы. На другой стороне — ведомства и сторонники законопроекта, которые говорят, что это — "про развитие". Нас загоняют в какое-то поле, где мы якобы против развития. Но на наши вопросы по сути никто не отвечает", — сказал Газизов.
По мнению первого вице-президента одного из крупнейших бизнес-объединений страны, в ходе предстоящих парламентских слушаний необходимо, чтобы дискуссия велась "на одном языке", с четким анализом последствий предлагаемых инициатив для регионов прежде всего Дальнего Востока и взвешенного рассмотрения альтернативных предложений, направленных на модернизацию отрасли и повышению ее отдачи для страны в целом и приморских регионов.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев, который 3 августа обратился к Владимиру Кашину с просьбой организовать и провести на площадке Комитета ГД по аграрным вопросам расширенное совещание по спорному законопроекту, подчеркнул, что, по оценке отраслевого объединения, авторы законопроекта никак не учитывают влияние предлагаемой реформы на социально-экономическое положение приморских регионов РФ и "необходимость баланса между интересами отраслевого регулятора и интересами регионов". Руководитель крупнейшей ассоциации рыбной отрасли России — который, отметим от редакции, и выступил инициатором обсуждения вопроса о необходимости широкой дискуссии по поводу спорных "аукционных реформ" — всецело поддержал предложение о необходимости парламентских слушаний по законопроекту.
Представитель госоргана — разработчика обсуждаемого законопроекта также поддержал проведение парламентских слушаний.
"Мы поддерживаем проведение слушаний. Поговорим об альтернативных способах достижения целеполагания, о чем уже было сказано. Конечно, еще раз внимательно посмотрим на структуру экономики и бюджетного обеспечения регионов. Для нас это — безусловно важно, чтобы не допустить перекоса", — заявил статс-секретарь — заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев.
Подводя итоги совещания, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин озвучил участникам выработанную "дорожную карту" по организации широкого обсуждения спорной инициативы.
"В середине сентября мы как профильный комитет отправим законопроект на 30 дней в регионы для подготовки отзывов на него. В случае принятия законопроекта в первом чтении мы также направим его в регионы еще на месяц для подготовки поправок ко второму чтению. Время есть, готовим отзывы, готовимся к парламентским слушаниям, готовимся к Восточному экономическому форуму, на котором имеет смысл обратиться к президенту по этому законопроекту. Давайте работать вместе, помня, что главное — это благо страны",— напутствовал участников совещания Владимир Кашин.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, 8 августа этого года в Петропавловске-Камчатском под эгидой Общественной палаты РФ прошел круглый стол, участники которого — представители ОП РФ, региональных Общественных палат, отраслевых ассоциаций и предприятий рыбной отрасли Дальнего Востока — в подавляющем большинстве отмечали, что инициаторы очередных реформ в рыбной отрасли страны не учитывают те масштабные риски для рыбохозяйственного комплекса России и социально-экономического положения "рыбацких" регионов, которые несет законопроект о втором этапе инвестиционных квот.
В конце июля этого года трудовые коллективы рыбацких предприятий Дальнего Востока и ассоциации отрасли обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой остановить процесс принятия одиозного законопроекта. В своих письмах на имя главы государства дальневосточные рыбаки отмечали очевидно бездумный и ангажированный характер очередных "аукционных инициатив" и прогнозировали настоящую катастрофу не только в отрасли как таковой, но и в связанной с рыбацким промыслом социально-экономической ситуацией в ДФО, особенно — в отдаленных территориях федерального округа.