Очевидные решения не всегда правильные: как дороги Южно-Сахалинска делают безопаснее

По данным сахалинского ГИБДД, за 1 год на нерегулируемых переходах зафиксировано 29 наездов и 2 из них с летальным исходом (ФОТО)
Нерегулируемые пешеходные переходы
Фото: Полина Орлова, ИА SakhalinMedia

16 сентября 2022. Полина ОРЛОВА. В Южно-Сахалинске продолжают активно заниматься безопасностью пешеходов. Сотрудники УГИБДД вместе с сахалинскими урбанистами устанавливают механизмы, способствующие снижению риска аварий, но это не всегда приводит к нужному результату. По данным сахалинского ГИБДД, в период с июля 2021 по июль 2022 года на нерегулируемых переходах зафиксировано 29 наездов, а на регулируемых показатель значительно меньше — всего 13. О том, какие механизмы используют специалисты для обеспечения безопасности жителей и что стоит изменить в первую очередь, разбирался корр. ИА SakhalinMedia.

Искусственные неровности и "лежачие полицейские"

По данным сахалинских сотрудников ГИБДД, основным механизмом для снижения аварийности на нерегулируемых пешеходных переходах является обустройство искусственных дорожных неровностей перед пешеходными переходами. Таким образом, возле детских образовательных учреждений переоборудовано 5 приподнятых нерегулируемых пешеходных переходов, совмещенных с искусственными дорожными неровностями на улицах:

  • Есенина;
  • Амурская;
  • Карьерная;
  • Физкультурная.

Ведущий транспортный инженер бюро транспортного планирования OTS Lab, эксперт Института дизайна и урбанистики университета ИТМО, автор telegram-канала "Город в движении" Дмитрий Баранов рассказал о том, почему данный механизм не всегда применим и безопасен:

Часто на нерегулируемых переходах применяются искусственные неровности (лежачие полицейские). В целом, достаточно эффективная мера, но не всегда оптимальная. Это действует лишь локально, и не все водители реагируют на неровности одинаково. На многополосных дорогах неровность провоцирует обгоны, вызывает шум и падения пассажиров в транспорте. В качестве альтернативы наша команда рекомендует использовать шероховатые покрытия (брусчатка, плитка) в местах, где люди часто переходят дорогу или перед переходами.

Дополнительное освещение и светоотражающее покрытие

В областном центре местные специалисты дополнительно установили источники освещения на 12 нерегулируемых пешеходных переходах по улице Горького. Также для улучшения условий заменены источники освещения на всех пешеходных переходах по проспекту Победы на газоразрядные лампы более высокой мощности. Кроме того, в городе происходит замена дорожных знаков, обозначающих зону пешеходного перехода, на светоотражающие. Выделенные полосы покрывают светоотражающей краской, чтобы водитель всегда мог заметить кого-то на дороге.

Наземные и подземные переходы

Казалось бы, вполне логичное решение проблемы — это установка разноуровневых переходов. Но для Южно-Сахалинска в подземных переходах почти нет смысла (в городе существует лишь один), а наземные не всегда используются местными жителями. Транспортный инженер из Санкт-Петербурга Дмитрий Баранов рассказал, в чем их неэффективность и где лучше всего устанавливать такие конструкции:

Их строительство и эксплуатация намного более затратны, при этом подъем и спуск по лестницам сильно усложняют передвижение пешком и увеличивают вероятность того, что люди попытаются перебегать в неположенных местах. Разноуровневые переходы безусловно нужны на скоростных дорогах, где нет светофоров, также они вполне удобны если дорога проходит на насыпи или в выемке. В остальных случаях нужно сто раз подумать, прежде чем делать такой переход вместо наземного. На обычных городских улицах, как правило, им не место, потому что транспортный поток в любом случае прерывается, а исключить попытки пешеходов пройти по земле практически невозможно.

Под одним из надземных переходов, для удобства горожан, установлен пешеходный переход, оборудованный светофором.

Светофоры

Светофорами и "умными перекрестками" оснащено большинство опасных зон Южно-Сахалинска, но часть улиц остается без внимания. Урбанист Василий Вишневский рассказал, почему не на всех переходах используются такие технологиями:

По сути дела, все переходы через 4 полосы должны быть со светофором. Так как это порядка 80 переходов, то нужно потратить около 40-50 млн рублей. Это очень большие деньги, чтобы взять их и выдернуть на устройство светофорных объектов.

Сужение дороги

На трассах Южно-Сахалинска за период с июля 2021 года по июль 2022 года были приняты меры по нанесению дорожной разметки с улучшенными эксплуатационными характеристиками. По мнению урбанистов, сужение проезжей части до нормируемой помогают водителю сконцентрироваться на дороге. Успокоение трафика, благодаря разметке, в зонах нерегулируемых пешеходных переходов необходимо.

Модульные бордюры и антипарковочные столбики

То, что вызывает споры между водителями и пешеходами уже не первый год — это антипарковочные столбики. Но по данным сахалинского ГИБДД, этот механизм и правда работает. За 1 год в областном центре в целях обеспечения условий видимости обустроено 12 участков дорог антипарковочными столбиками и модульными бордюрами. Это улицы:

Островки безопасности

Одним из самых эффективных механизмов, по мнению московских и сахалинских урбанистов, являются островки безопасности. По словам Василия Вишневского, опыт на улице Сахалинской и на других улицах, где поставили островки безопасности, показал, что аварийность снизилась на 60-70%. И по итогу двух лет экспериментов на островках безопасности нулевая смертность.

Островки безопасности выполняют функцию своеобразного ориентира, что здесь другое условие движения. Когда вы едете по дороге, то понимаете, что здесь нет пешеходов и никто не отвлекает. Наличие островков безопасности дает возможность сконцентрировать внимание точечно. Но это не дает 100% безопасности. 10-20% в год — это наезд на регулируемых пешеходных переходах, — рассказал сахалинский урбанист.

В областном центре на 20 пешеходных переходах обустроены островки безопасности. Этот механизм планируют установить на каждом из них. По мнению урбанистов, применение островков безопасности нужно использовать даже на двухполосных дорогах. Основная задача данного механизма — расщепление потока и отодвигание траекторий движения автомобилей друг от друга так, чтобы между ними был зазор.

С каждым годом в Южно-Сахалинске применяется все больше мер безопасности для пешеходов. Очень важно оставаться внимательным как пешеходу, так и водителю. Главная задача сахалинских специалистов в том, чтобы создавать инфраструктуру, которая будет предотвращать сам факт наезда, а если он состоялся, то максимально постараться минимизировать тяжесть последствий.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость