1 декабря 2022. Сахалин пытается решить проблему стабильности обеспечения местной строительной отрасли цементом, который в настоящее время на остров завозится из других регионов ДФО. Конкуренцию холдингу "Востокцемент", запустившему производство цемента в Южно-Сахалинске из завозного сырья, в ближайшей перспективе может создать проект местного бизнесмена Чэй Ген Дека, структура которого уже приобрела лицензии на добычу сырья. "Газпром" продолжает реализацию проекта "Сахалин-2", который начинает играть все более весомую роль в поставках нефти и СПГ в адрес китайских потребителей.
Новый собственник "Сахалинского морского пароходства" (SASCO) начал программу обновления флота, в IT-парке налажена сборка беспилотных летательных аппаратов. Подробности — в ноябрьском бизнес-дайджесте ИА SakhalinMedia.
Холдинг "Востокцемент" (крупнейший производитель цемента в Дальневосточном федеральном округе) запустил производство цемента в Сахалинской области. Для реализации проекта на острове создан филиал крупнейшего завода холдинга — "Спасскцемента". Производство размещено на базе приобретённой холдингом цементно-помольной установки в черте Южно-Сахалинска. При этом конкуренцию приморскому производителю обещает составить проект ООО "Сахалинский цемент" по строительству в ТОР "Южная" цементного завода с объемом инвестиций 14 млрд рублей.
По данным пресс-службы "Востокцемента", Сахалинский филиал "Спасскцемента" сегодня ежемесячно производит и отгружает потребителям порядка 4,5 тысяч тонн цемента. Производственная линия в Южно-Сахалинске объединяет три цеха — бункеровки, помола и упаковки. Ключевым элементом оборудования является цементная мельница, которая была установлена в 2011 году.
В качестве сырья филиал применяет привозные гипс и клинкер (полуфабрикат для производства цемента), произведённый заводами "Востокцемента".
"Востокцемент" — вертикально интегрированная промышленная группа, производящая строительные материалы на собственной сырьевой базе. В группу входят три цементных предприятия полного цикла (совокупная мощность — 4,3 млн тонн цемента в год) и четыре предприятия по добыче и переработке нерудных материалов в Приморском крае, Еврейской АО и Якутии.
Производство цемента непосредственно на острове позволяет избежать логистических проблем из-за большой загруженности железной дороги и морских судов. Как правило, цемент на остров поставляется массово во время строительного сезона — с весны до осени. Сырьё (гипсовый камень и клинкер), в отличие от цемента, можно завезти на Сахалин вне зависимости от сезона и впрок. Этот материал доставляется навалом и обладает длительным сроком хранения.
На сегодняшний день планов у нас немало. Это и модернизация цементной мельницы, и амбициозная задача — выйти на производство 100 тысяч тонн цемента в год,
— сказал глава южно-сахалинского филиала АО "Спасскцемент" Владислав Кулик.
Тем временем компания "Сахалинский цемент" планирует построить на острове завод по производству цемента мощностью до 700 тысяч тонн в год с использованием местной сырьевой базы. Планируемый срок реализации проекта — 2021-2025 годы.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО "Сахалинский цемент" зарегистрировано в Южно-Сахалинске в июне 2021 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. 99,9% капитала компании принадлежит ООО "Сахалин-девелопмент", владельцем которой является сахалинский бизнесмен Чэй Ген Дек, совладелец ООО "Порт Углегорский".
По данным "Интерфакса" (12+), "Сахалинский цемент" уже приобрел на торгах три лицензии на добычу цементного сырья. Компания стала единственным участником аукционов на право пользования Шебунинским месторождении опоки (кремневая осадочная горная порода), Северным участком известняка и месторождения глин "13-й километр". За лицензии компания заплатила 22,8 млн рублей.
Как отмечается в документации, в прошлом веке в регионе на базе этих месторождений работал Поронайский цементный завод производственной мощностью 94 тысяч тонн в год.
Проект "Сахалин-2" начинает играть все более значимую роль в поставках сжиженного природного газа (СПГ) и нефти на китайский рынок, заявила заместитель предправления "Газпрома", глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова на IV Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме в Москве.
"Сахалин-2" — нефтегазовый проект, в рамках которого осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского морского шельфа. Завод СПГ-проекта "Сахалин-2" в Пригородном введен в эксплуатацию в феврале 2009 года, в 2010 году вышел на полную проектную мощность — 9,6 млн тонн СПГ в год (сейчас — 11,5 млн тонн СПГ в год). Инфраструктура также включает в себя три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс и терминал отгрузки нефти.
В этом году российские власти решили сменить юрисдикцию оператора проекта на российскую. В июне президент России Владимир Путин подписал указ "О применении специальных экономических мер в ТЭК в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций". По нему оператор реализуемого на условиях соглашения о разделе продукции проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy Investment Company Ltd c Бермудских островов заменен на российское ООО "Сахалинская Энергия".
Иностранные участники проекта должны были подтвердить свое желание продолжить участие в новом операторе ООО "Сахалинская Энергия" вместо Sakhalin Energy, зарегистрированной в недружественной бермудской британской юрисдикции. Японские Mitsubishi и Mitsui это сделали, а американская компания Shell отказалась.
Ожидается, что РФ в наачле 2023 года завершит процесс продажи 27,5% (минус одна акция) доли Shell в проекте. При этом, владелец невостребованной доли в новом операторе может получить деньги за свою долю только после возмещения возможного ущерба, причиненного проекту и РФ в результате его действий.
Группа компаний "Дело", выкупившая в этом году контрольный пакет "Сахалинского морского пароходства" (SASCO), начала программу обновления флота перевозчика с регламентного ремонта многоцелевого судна "SASCO Алдан", построенного в 2007 году.
"Судно находилось на судоремонтной базе компании Dalian Jointtop в китайском городе Далянь, где был выполнен большой объём работ по корпусной, механической и электромеханической частям. Дополнительно "SASCO Алдан" получил новую корпоративную раскраску корпуса", — сообщила пресс-служба ГК "Дело".
После выхода из доков судно совершило переход в порт Владивостока и попутно доставило на борту из Китая самоходную баржу, построенную для Камчатки.
На очереди в плановый ремонт находятся еще два судна SASCO, которые на регулярных линиях заменит "SASCO Алдан". Его ледовый класс Arc4 позволяет работать, в том числе, на трассах Севморпути.
Сахалинское морское пароходство обеспечивает круглогодичные перевозки из портов Де-Кастри, Ванино и Советская Гавань, обслуживает железнодорожно-паромную переправу между Сахалином (порт Холмск) и материком (хабаровский порт Ванино), осуществляет перевозки грузов в каботажном и заграничном плавании. В состав флота пароходства входят 3 парома и 10 грузовых судов. Все суда имеют ледовый класс и ходят под российским флагом.
Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ.
На Сахалине на базе регионального ИТ-парка в экспериментальном формате заработал цех по производству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), до конца 2022 года планируется выпустить около 100 единиц востребованных аппаратов. С января 2023 года начнётся уже промышленное производство — объемы выпуска постепенно будут увеличены до 300 БПЛА в месяц.
"Инженеры ИТ-парка планируют выпускать сразу несколько моделей БПЛА. Военные смогут применять их в разведке, корректировке огня и доставке грузов. Кроме того, в числе разработок — сельскохозяйственные дроны", — сообщила пресс служба областного правительства.
В ближайшее время площадь цеха увеличат в несколько раз. Здесь оборудуют сразу две сборочные линии, предусмотрят комнату для покраски летательных аппаратов и помещение для хранения запчастей.
Для производства беспилотников используются легкие и прочные материалы, например, углепластик. Создание деталей осуществляется с использованием 3D-принтеров, фрезерных и точильных станков.
"Для печати корпусов (для аппаратов — прим. ред.) мы можем использовать пластик, который выбрасывают наши жители — это бутылки, крышки. Получился бы хороший пример замкнутого цикла производства. Сейчас этот вопрос находится в проработке", — цитирует пресс-служба заместителя председателя областного правительства Вячеслава Аленькова.
Сейчас в цехе собирают модели квадрокоптеров, управлению которой сахалинских резервистов и добровольцев обучают на Успеновском военном полигоне на Сахалине. Эту технику бойцы возьмут с собой в зону проведения СВО.
Отметим, что параллельно с Сахалином производство БПЛА было начато этой осенью на предприятиях Приморского края. По словам губернатора Приморья Олега Кожемяко, аппараты на 55% будут состоять из комплектующих, производимых на территории края.
В 2022 году в РФ заработал механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Если инвестор реализует проект на сумму свыше 750 млн рублей в социальной сфере или более 4,5 млрд рублей в области обрабатывающих производств, общественного транспорта или торговых логистических центров, он может получить возмещение затрат на инфраструктуру в виде субсидии или налогового вычета по федеральным и региональным налогам, включая НДС и налог на прибыль.
Важно, что в практику вводится стабилизационная оговорка, которая гарантирует, что в дальнейшем налоговые условия для инвестора не будут ухудшаться. Сходные условия действуют теперь и в Сахалинской области. В островном регионе на новую меру поддержки могут рассчитывать инвесторы с проектами стоимостью более 200 млн рублей. Сфера экономической деятельности значения не имеет.
Благодаря инвесторам в нашем регионе создаются новые производства и рабочие места. В областной бюджет поступают средства, которые мы направляем на строительство жилья для сахалинцев и курильчан, дорог, школ и больниц. Таким образом, помогая инвесторам, мы создаем новые стимулы для региональной экономики, и в итоге повышаем качество жизни на островах,
— сказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
В Сахалинской области действуют и другие меры поддержки бизнеса. Например, инвестор может воспользоваться субсидией на компенсацию затрат по процентам по кредитам, лизингу, приобретению нового оборудования, строительству инфраструктуры. Также предусмотрена субсидия на средства производства (станки, сложный инструмент и прочее). Если речь идет о приоритетных отраслях и участниках национального проекта "Производительность труда", а также предприятиях в сфере общественного питания, компенсируется 70% затрат, в прочих отраслях экономики — 50%, но не более чем на 100 млн рублей.