12 мая 2023. Проект Сахалинской области по развитию персонализированной профилактической медицинской помощи принимает участие в II Всероссийская премия "Оргздрав: лидеры отрасли". Проект направлен на фундаментальную трансформацию работы медицинских организаций, а именно работу не в "инцидентном" режиме, а в профилактическом. То есть каждый пациент имеет свой план наблюдения, за каждым пациент закреплен персональный помощник, сообщает ИА SakhalinMedia.
"Оргздрав: лидеры отрасли" — ежегодный всероссийский конкурс по выявлению лучших кейсов и награждению лидеров в сфере организации здравоохранения в регионах РФ. Участие в премии для соискателей — это возможность поделиться своими результатами с широкой аудиторией руководителей здравоохранения, а также привлечь внимание сообщества к проблемам и решениям.
Представленный на конкурсе проект "Сахалинская практика персональной медицины" стал логическим продолжением ранее реализованного проекта "Сахалинская практика доступной медицины", основной целью которого является сохранение жизней и здоровья граждан. Анализ заболеваемости, смертности демографических показателей объективно показывает — обострение хронических заболеваний, отсутствие преемственности при оказании помощи, концентрация усилий на лечении острых состояний — проблема, которая в долгосрочной перспективе не позволяет качественно изменить здоровье общества.
Островные специалисты создали цифровые решения, провели автоматизированный анализ накопленных в электронных медицинских картах сведений и выявили всех граждан, которые нуждаются в постоянном наблюдении. Таких пациентов в области сейчас 169 361 человек.
Собрав проектный офис, включив всех ГВС области в него, в островном регионе создали стандарт наблюдения для каждой нозологии, проанализировав все нормативную базу и клинические рекомендации. По результатам модернизировав региональную МИС добились автоматической постановки на наблюдение все пациентов с ранее установленными и вновь выявляемыми патологиями.
Развитие аналитических систем, разработка островных BI-решений позволило автоматически контролировать полноту и своевременность профилактического наблюдения в разрезе медицинских организаций, участков, нозологических групп, в онлайн режиме проводить анализ эффективности работы каждого звена этой цепочки.
Важнейшей задачей для специалистов стало завоевание доверия пациентов, увеличение их приверженности лечению, вовлеченность и заинтересованность в сохранение здоровья. Решение было найдено в создании службы персональных медицинских администраторов.
Персональный администратор или "проводник здоровья" — это сотрудник, отобранный из пациентов, он лучше других понимает потребности пациента. За администратором закрепляется 200 пациентов. Задача администратора познакомиться с пациентом, вникнуть в его жизненную ситуацию, вызвать доверие и в дальнейшем персонализированно сопровождать, маршрутизировать и решать все сопутствующие и возникающие вопросы, включая лекарственное обеспечение, обеспечение ТСР и так далее.
Все администраторы прошли специализированный курс обучение, разработанный для решения поставленных задач: в курс включены как общие принципы диспансерного наблюдения, организации работы поликлинического звена, так и навыки бесконфликтного общения, управления возражениями, курс для освоений применяемых цифровых систем и сервисов.
За каждым администратором закреплен координатор, задачей которого является контроль и координация работы администраторов. Важной функцией координатора является решение нестандартных вопросов пациентов, которые не смогли решить администраторы на своем уровне. Координаторы имеют прямую связь с ответственными руководителями медицинских организаций и министерства здравоохранения области, что позволяет разрешить в частном порядке любую жизненную ситуацию пациента.
Администратор трудоустроен в организацию первичного звена, получает заработную плату и имеет соответствующий KPI. Выполнять свою работу он может как очно на специально организованных рабочих местах, так и дистанционно. Для работы администратора разработана информационная система класса CRM, в том числе в виде мобильного приложения (6+). В системе оператор имеет доступ к данным закрепленным за ним пациентом, включая данные плана наблюдения и факта его реализации. Система подключена к телефонии единого контакт-центра региона "1-300", что делает контакт с пациентом удобным, доступным в любое время и повышает доверие пациентов при звонке администратора, особенно при первом контакте.
Создаваемая практика несет в себе не только цели персонализации, но позволяет заранее планировать и рационально управлять ресурсами медицинских организаций, например, ресурсы поликлиник для проведения Д-наблюдения уже распланированы на год вперед, что не позволяет перегрузить первичное звено при проводимой трансформации.
Уже имеются первые результаты работы новой системы — рост ожидаемой продолжительности жизни, эффективность выявления патологий на ранней стадии, рост доверия общества, что фиксируется независимыми институтами статистики и изучения общественного мнения. Существенно изменилась структура работы организаций первичного звена, что позволяет перевыполнять планы по углубленным обследованиям, диспансеризации, и в перспективе, принесет качественное изменение отрасли, выраженное ростом качества и продолжительности жизни населения.