Сохранить культурное наследие: какой вклад в историю Сахалинской области вносят КМНС

Традиции и культуру коренных малочисленных народов Севера бережно хранят в островном регионе для будущих поколений
Нивхи
Фото: ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей"

6 августа 2023. Сахалинская область несет в себе богатое историко-культурное наследие и, прежде всего, оно заключается в ее населении. Сейчас на территории Сахалина проживает чуть больше 3 тысяч представителей коренных народов, среди которых самыми многочисленными являются нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Между ними есть схожие черты, например, в верованиях, но, тем не менее, каждый народ представляет собой уникальную этническую общность, имеющую свою неповторимую историю и традиции. Их культурное наследие продолжают сохранять на островах для будущих поколений. О том, какой вклад в историю Сахалинской области вносят КМНС, корр. ИА SakhalinMedia рассказали областные специалисты.

ДРЕВНИЙ КОРЕННОЙ НАРОД ОСТРОВА

Нивхи считаются самым древним коренным народом Сахалина, однако сегодня их численность не превышает 5 тысяч человек. На острове они появились примерно 12 тысяч лет назад во время кочевания из Азии. Самыми главными промыслами нивхов были рыболовный, морской и зверобойный. С июня они ловили мелкую рыбу, например, корюшку, а затем более крупную: горбушу, кету и осетра. В начале осени мужчины промышляли китом, ближе к октябрю охотились на нерпу. Женщины в этот период заготавливали ягоды, съедобные коренья и лекарственные травы. В представлении нивхов вселенная делится на средний, верхний, нижний, горный и водный миры. В первом обитают люди, в остальных — духи. С духами, как правило, связываются шаманы во время специальных обрядов, которые чаще всего проводятся на берегу моря, у горных ручьев или рядом с селениями.

— Регион — это всегда в первую очередь люди, которые создают и развивают область. А в Сахалинской области исторически сложилось, что коренные малочисленные народы Севера на этой земле издревле. Культура в целом — это прежде всего объединение, и в последние годы культура коренных народов сохраняется и развивается на высоком уровне и объединяет коренное сообщество. Мне очень нравится цитата писателя Чингиза Айтматова "Каждый народ, даже самый маленький, неповторимый узор на ковре человечества", кстати ведь именно Чингиз Айтматов написал повесть о нашем самом древнем этносе на острове — нивхах "Пегий пес, бегущий краем моря" (5+), а идею написания этой повести, ему дал наш знаменитый земляк и писатель Владимир Санги, — рассказала ИА SakhalinMedia министр культуры и архивного дела Сахалинской области Нонна Лаврик.


Нонна Лаврик. Фото: ИА PrimaMedia

"ОРОЧЕНСКОЕ СТАДО, НАПОМИНАЮЩЕЕ БУШУЮЩЕЕ МОРЕ" 

Первые этнографические сведения об уйльта появились в 19 веке. В Сахалинской области народ проживает в основном в трех населенных пунктах: в Поронайске, Ногликах и селе Вал Ногликского района. Также небольшая часть из них распологается в селах Гастелло и Вахрушев Поронайского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района, поселке Смирных, а также в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.

На сегодняшний день традиционные верования уйльта сохранились только частично. Для исцеления от болезней они продолжают делать амулеты, которые надевают на шеи детей, когда те заболевают. В хозяйстве уйльта большую роль играло оленеводство в сочетании с сезонной охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством и собирательством. Крупнотабунное оленеводство приходится лишь на период колхозов, однако именно оно не только привело к появлению восторженных рассказов соседей "об ороченских стадах, напоминавших бушующее море", но и способствовало созданию устойчивого образа "уйльта-оленеводов" как у современного поколения самих ороков, так и в научной литературе.

Сегодня в фонде Сахалинского областного краеведческого музея представлены предметы быта, одежда, а также прикладное искусство малочисленных народов. Работа по сохранению культурного наследия КМНС остается одним из важных направлений учреждения.

— В фондах музея около 2600 предметов по этнографии айнов, нивхов, уйльта (ороки), эвенков и нанайцам. Среди предметов посуда (ложки, песты для расширения еды, блюда, чаши, ножи), национальная одежда (головные уборы, халаты, обувь, пояса), декоративно-прикладное искусство-ковры, салфетки, переметные сумки, амулеты, седло верховое для оленей, украшения, лодки, нарты и многое другое. Очень богатый фотофонд. Считаю, важно сохранить все, что имеет культурную идентичность и историческую ценность в современном обществе, а музейные коллекции — это эталон ушедшей традиционной культуры. Мне кажется необходимо знать историю края и народов, заселявших наши земли, поэтому современному человеку необходимо знакомиться с традициями и обычаями малочисленных народов, — пояснила ИА SakhalinMedia старший научный сотрудник отдела истории краеведческого музея Ольга Соловьёва

"НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ГОРНЫХ ЛЕСАХ"

В середине 19 и начале 20 веков несколько десятков эвенкийских семей переселились на Сахалин. Они заселили северо-западную часть острова и вышли на восточный берег. Слово "эвэнкил" означает "народ, живущий в горных лесах" или "идущие поперек хребтов".

Традиционные верования народа — шаманизм и анимизм, в некоторых местах их придерживаются до сих пор. Эвенки считали, что мир делится на 3 части: в небесах живут божества Солнца и Луны, пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники: там живут злые духи и души умерших. А духи природы (огонь, реки, горы, растения и животные) вместе с людьми делят срединный мир.

У эвенков было несколько типов хозяйства, незначительную их часть составляли конные охотники. Особые "пашенные" группы в той или иной степени занимались земледелием. Большинство же были оленеводами.

Сахалинский областной художественный музей является еще одним учреждением, знакомящим жителей области с культурой, традициями и бытом коренных народов. В музее имеется коллекция ДПИ КМНС Сахалинской области — одежда и обувь нивхов, нанайцев, уильта и эвенков, предметы быта. Также представлена и ритуальная посуда: ковши и блюда, музыкальные инструменты, сумочки из рыбьей кожи и современные панно из рыбьей кожи с сюжетами из жизни коренных народов Севера Сахалина и сюжетами по мотивам нивхских сказок. На взгляд научного сотрудника отдела региональных художественных проектов Сахалинского областного художественного музея Светланы Санги, необходимо популяризировать культуру коренных народов Сахалина, поскольку все должны знать историю своего края, а коренные народы являются неотъемлемой частью истории и культурного наследия России.

— Культура коренных народов основана на язычестве, мы чтим духов, которые нас окружают, главные из них: дух хозяина моря, дух хозяина гор и тайги и дух хозяйки огня. Самым главным событием в жизни нивхов считался праздник медведя. Медведь — это горный человек, которого выращивал какой-либо род с целью взаимосвязи с духом хозяина гор. Нивхи многие тысячелетия проживают на Сахалине, культура передавалась от поколения в поколение. Народы Севера взаимодействовали между собой и заимствовали опыт. Народы Севера в местах традиционного проживания продолжают вести традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, сохраняют традиции ДПИ, в некоторых районах изучают родной язык на дополнительных занятиях в школе. Сохранять историко-культурное наследие важно, так как без прошлого нет будущего. Мы наследники наших традиций. А традиции — это мудрость народа, — отметила в беседе с ИА SakhalinMedia Светлана Санги.


Светлана Санги. Фото: ИА SakhalinMedia

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛАСЬ В РЫБОЛОВЕЦКОМ КОЛХОЗЕ

Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин, большинство из них живет в Поронайском районе. В 1948-1949 годах несколько нанайских семей из селений Нанайского района Хабаровского края переселились в Поронайский район Сахалинской области. Там был создан национальный рыболовецкий колхоз "Дружба", в котором и начали работать переселенцы.

Традиционным верованием нанайцев является шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Также нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Из всех хозяйственных занятий самым важным для нанайцев было рыболовство, для этого промысла в их арсенале имелись высокоспециализированные орудия. Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Также у народа было развито кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

— Сахалин остается уникальным местом, но не только из-за красивой природы. Его особенность заключается и в разнообразии проживающих на острове народов. Каждый из них оставил свой неизгладимый культурный след, который важно сохранить, ведь это наша общая история. Приятно, что у нас в регионе большое внимание уделяется традициям и культуре коренных народов — проводятся выставки, лекции и мастер-классы. Обычно ходим на все эти мероприятия всей семьей, чтобы и дети с раннего возраста знакомились с жизнью и бытом издревле проживающих на территории Сахалинской области, — поделилась мнением с ИА SakhalinMedia сахалинка Евгения.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость