27 июля 2023. Российский писатель Евгений Рудашевский напишет новое произведение, сюжет которого развернется на Сахалине. В настоящее время он собирает необходимый для наполнения романа материал, а в скором времени его ожидает экспедиция по Тонино-Анивскому полуострову и Новиково. В планах писателя — более детально познакомиться с местной историей, природой и жителями. В небольшом интервью корр. ИА SakhalinMedia автор поделился подробностями о создании книги.
— Местом действия вашего нового романа будет Сахалин. Откуда у вас возникло желание приехать сюда и погрузить будущих героев в нашу местность?
— Бывает так, что история сразу привязана к месту, а бывает так, что история приходит сама по себе. Появляется некий образ, сюжетный ход, вокруг которого можно создать целое произведение. В какой-то момент ты начинаешь подыскивать локацию, которая могла бы максимально глубоко раскрыть эту историю. С одной стороны, ты выбираешь жанр, героев, чтобы история могла максимально раскрыться, в том числе выбираешь место, где она сможет проявить себя во всей своей полноте. Ты думаешь куда отправиться, примиряешь ее [историю — прим. ред.] к совершенно разным локациям — какие-нибудь зарубежные или отечественные. Читаешь какую-то общую информацию, смотришь карту, может, какой-то фильм — пока просто нащупываешь совершенно разные места.
Изначально я думал, что история, которая будет связана с Сахалином, развернется неподалеку от Мурманска. Но у меня всегда было чувство, что эта локация не совсем подходит. Здесь даже нет, наверное, какой-то логики, здесь срабатывает чутье, щелчок. Он произошел, когда стал присматриваться к Сахалину — я понял, что это как раз то место, которое мне нужно, именно здесь я смогу максимально раскрыть события. Начал читать историю: от записок Буссе, изданных еще в 19 веке, до каких-то современных отчетов походников, местных краеведов. Дальше уже пошла конкретика — я понял, что это будет именно Тонино-Анивский полуостров, Новиково, частично Корсаков, Южно-Сахалинск. Чем больше я приглядывался, тем больше понимал, что локация выбрана верно. Пока могу сказать, что я не ошибся в своем выборе.
— Во многих интервью вы упоминали, что вам интересно изучение малочисленных народов. Будут ли они задействованы в романе?
— Дело в том, что события будут разворачиваться в наши дни, на юге Сахалина. Это могло бы иметь отношение к айнам, но их на острове уже нет. Но как таковые они, безусловно, проявятся. У меня всегда подтягивается история места, в котором разворачиваются события, поэтому будет некий фон, упоминание, возможно даже вплетение в сюжет, но непосредственно самих айнов в истории не появится.
— Как вам удается работать в совершенно разных жанрах?
— Я очень утилитарно отношусь к жанрам, у меня нет каких-то четких рамок и предпочтений. У меня всегда один подход — важна история, которую ты рассказываешь. А дальше ты смотришь, как она может себя проявить максимально широко. Например, у меня есть серия Эрхегорд (12+) — это фэнтези. Я люблю фэнтези в совершенно разных проявлениях, но у меня никогда не было идеи фикс, что надо написать именно в этом жанре: создать свой мир, персонажей. Это всегда идет потом. В тот момент я понял, что если я вплету мистику, какой-то элемент сказочной фантастики, история максимально раскроется.
Все жанры определяют какие-то критики, читатели. Я даже не задумываюсь об этом. Я просто работаю над историей, ищу для нее, прежде всего, свой голос. Подбираю художественные средства, которые максимально подходят.
— Я заметила, что вы изучаете книги местных авторов.
— К сожалению, краеведческая литература, связанная с Сахалином, очень малодоступна. По возможности я всегда, прежде чем приехать, знакомлюсь. Но это зависит от истории — иногда бывает важным приехать ничего не зная, чтобы на тебя нахлынули впечатления, когда ты не понимаешь, где вообще оказался.
В данном случае мне было важно понимать куда я иду. Поэтому я заранее посмотрел всякие самиздатовские книги, художественную литературу. Наконец у меня появился повод прочитать "Остров Сахалин" Веркина (18+). С большим интересом ознакомился с книгами местных походников, рассказывающих о Тонино-Анивском полуострове, Холмске — все это, конечно, любопытно.
Более детальное знакомство происходит именно сейчас. Я пришел в детскую областную библиотеку — очень благодарен, что мне согласились предоставить доступ к местной краеведческой литературе. Потом поеду в Новиково — там, наверняка, найдутся какие-нибудь книжки. Опять же, пообщаюсь с библиотекарем, местными жителями. В краеведческий музей тоже пойду.
— Вы отмечали, что первостепенным для вас является не описание природы, а ее восприятие героями. На данном этапе у вас есть представление, какие ощущения будут испытывать персонажи вашей новой истории?
— Пока общее впечатление не сложилось, поскольку я только приехал. Сейчас я пока набираю детали. Я иду по городу, и не своими глазами смотрю, а глазами будущих героев. Я предполагаю, что они увидят, на что обратят внимание. Каждый раз это складывается по-разному. Например, у меня есть книжка "Истукан" (12+), где события разворачиваются на Филиппинском архипелаге. Мне очень понравилось, что в начале получилось сделать две главы, написанные от разных героев. В них описан один и тот же город Манила, но персонажи воспринимают его по-разному — для одного это нищета, огромное количество бедняков, которые живут в страшных условиях, это загазованность, пыль, грязь, жуткий шум. В другой главе — иной персонаж, который видит город совершенно иначе: исторические места, зелень, необычных местных людей.
Тут всегда зависит от того, на что мы обращаем внимание. Условно, один человек может приехать и сказать, что в Южно-Сахалинске все запущено — тротуары кривые, асфальт битый. А второй увидит, прежде всего, сопки, краеведческий музей. Все зависит от зрения, а в данном случае для меня важно именно зрение героев. Поэтому я хожу, собираю детали, думаю, что мог один герой увидеть, другой. Но даже общего впечатления у меня не сложится. Оно сложится для каждого персонажа в отдельности. Эти впечатления иногда будут настолько диаметрально противоположны, что я не смогу для себя в целом что-то описать. Каждый город, даже самый маленький, грязный, разрушенный, он тоже может быть по-своему интересен в такой же степени, как город, окруженный природой — просто это разные миры. Мне кажется, очень важно видеть и плюсы, и минусы обоих вариантов.
— Вы сказали, что смотрите на все разными глазами. То есть вы заранее продумываете образы персонажей, их характеры?
— По возможности. Я примеряю, поскольку сюжет еще будет претерпевать множество изменений. Иногда ты начинаешь с одной задумки, потом заканчиваешь совершенно другой историей, потому что изначальное может стать второстепенным, а потом вообще отвалиться.
Так и с персонажами — иногда бывает так, что сразу их видишь, понимаешь, что именно так они и будут складываться. А иногда это абсолютно свободный поиск, когда ты еще думаешь, по ходу что-то перестраиваешь, меняешь. Поэтому я всегда беру с собой "запасные" глаза — тех персонажей, которые может и не примут участие [в истории — прим. ред.]. Составляю огромное количество заметок: эмоциональных, метафорических, воспринимающие окружающий тебя город, просто чтобы потом было от чего оттолкнуться.
Напомним, 26 июля в Южно-Сахалинске состоялась творческая встреча с Евгением Рудашевским. Писатель рассказал о предстоящей экспедиции, поделился процессом сбора фактуры для новых произведений и создания персонажей.